100 лет румынской оккупации Бессарабии: как на штыках демократии голосовал Сфатул Цэрий и случилась первая молдо-румынская война

27 марта исполняется 100 лет с того момента, как в условиях жесточайшего военного давления, под штыками румынских солдат, временный молдавский парламент «Сфатул Цэрий», провозгласивший до этого создание Молдавской народной республики, проголосовал за объединение с Румынией. Эту аннексию агрессор до сих пор пытается представить, как добровольное объединение двух стран. В Кишиневе этот день прорумынские силы пытаются навязать как праздник, пропагандисты по-прежнему эксплуатируют тезис о том, что молдавская государственность – это утопия и пытаются организовать «народное движение» за объединение.

Итак, в 1917 году в Бессарабии, на молдавской территории, вошедшей в состав России еще в 1812 году, начинается широкомасштабное движение за возрождение молдавской государственности. Летом и осенью 1917 года оно становится особенно популярным среди солдат, крестьян, рабочих, священников и так далее. Было проведено около 6 тысяч различных манифестаций, в которых молдаване выступали за «автономию Бессарабии» и «Молдавскую республику».

Во главе этого процесса стояла Молдавская Национальная Партия – МНП (лидер – В.Строеску, окружение – П.Горя, В.Херца, П.Халиппа и др. – в основном крупные промышленники и предприниматели, общественники прорумынского толка, практически не было представителей народа: крестьянства и нацменьшинств). Эта организация объявила одной из своих важнейших целей создание Молдавской автономии в составе Российской Федеративной Республики (по крайней мере так декларировалось на начальном этапе), самостоятельное формирование высших органов краевого и местного управления, а также осуществление представительства Бессарабии в центральных российских органах власти этническими молдаванами.

Следующим этапом стал созыв 20 октября 1917 года Военно-молдавского съезда, который постановил объявить автономию Бессарабии в составе Российской Федеративной Республики. Он также постановил ввести молдавский язык в государственные учреждения и суд. До проведения всеобщих выборов в Учредительное собрание было решено сформировать Сфатул Цэрий (из 130 человек: 120 представителей краевых общественных и политических организаций и 10 представителей заднестровских молдаван).

Важным событием 1917 года стал созыв Сфатул Цэрий 21 ноября в Кишиневе. Часть его членов еще продолжала считать Бессарабию автономным образованием в составе России. Это обстоятельство нашло свое отражение в Декларации Верховного краевого совета Молдавской республики (2 декабря 1917 г.), в которой Сфатул Цэрий вместо Бессарабской губернии провозгласил сам себя высшей властью образуемой Молдавской Демократической Республики (МДР), входившей в состав единой Российской Федеративной Демократической Республики (по крайней мере до тех пор, пока власть в России не перешла к большевикам). Он должен был сохранять свои полномочия лишь «до созыва Народного (Учредительного) собрания Молдавской республики», созыв которого являлся одной из первоочередных задач, стоявших перед Сфатул Цэрий. По мнению А.Сурилова и Н.Стратулата, такое положение соответствовало принципу права наций на самоопределение, провозглашенного Советской властью. Сфатул Цэрий не препятствовал проведению 26-28 ноября 1917 года выборов во Всероссийское учредительное собрание Бессарабской губернии (победу одержали эсеры, кадеты и октябристы).

21 ноября 1917 года в Кишиневе открывается Сфатул Цэрий, чьим председателем становится Ион Инкулец. Начинается формирование структур нового молдавского государства. Сформировано правительство во главе с Пантелеймоном Ерханом.

2 декабря 1917 года Сфатул Цэрий провозглашает Молдавскую Демократическую Республику.

6 декабря 1917 года от имени Советской России приветствуют создание МДР С.Куйб и Н.Симонов.

7 декабря 1917 года Инкулец встречается с дипломатами из Франции, Великобритании, США. Все они приветствуют формирование МДР.

В декабре 1917 года Сфатул Цэрий формирует государственные структуры: армию, систему правосудия, образования.

Из-за секретных договоренностей с Германией 9-26 декабря 1917 года Румыния вынуждена уступить Болгарии Добруджу, однако, ей предоставляется возможность занять Бессарабию, то есть Молдавскую Демократическую Республику.

7 декабря 1917 года румынские воинские части атаковали города Леово, Кагул, Болград, расстреливая мирное население.

26 декабря 1917 года Александру Маргиломан (который в марте 1918 года становится премьер-министром Румынии) отмечает в своем дневнике, что вместе с приказом о немецкой оккупации Румынии «был составлен проект оккупации Бессарабии». Таким образом, известно, что немецкие оккупанты и румынские политические лидеры, оставшиеся в захваченном Бухаресте, при согласии румынского правительства в Яссах, уже 26 декабря 1917 года решили судьбу Молдавской Демократической Республики – еще за три месяца до так называемого объединения (27.03.1918)!

Как потом цинично заявит румынский дипломат К.Арджетояну: «На самом деле Бессарабия объединилась с родиной-матерью, и если не тогда, когда было решено оправить нашу армию за Прут, то уж точно тогда, когда войска вошли в Кишинев».

30 декабря 1917 король Румынии решает оккупировать Бессарабию (И.Брэитану – премьер-министр). В начале января 1918 года румынские войска наводняют территорию МДР.

6 января 1918 года румынскому правительству телеграмму направляют Инкулец и Ерхан: «Протестуем против ввода румынских войск на территорию МДР».

8 января 1918 года Пынтя, военный министр МДР, «дал приказ молдавской армии выступить против врага». Молдавская армия, насчитывавшая 7-8 тысяч солдат, пыталась противостоять 100-160-тысячной армии Румынии.

Как сообщала тогдашняя пресса, «румынские войска приблизились к Кишиневу на 8 верст, а утром 7 января были отброшены на 18 верст… Защитники города (Кишинева) разобрали часть железной дороги на Мерены, чтобы отрезать путь для румынских войск… Румыны, хаотично отступавшие 7 января, направились в сторону Страшен. Крестьяне, через села которых бежали румыны, были настроены очень враждебно по отношению к ним. По дороге румыны бросали оружие, которое подбирали крестьяне…». Также 7 января «на станцию Корнешть прибыли 4 вооруженных румынских эшелона. Часть румынских солдат сдалась, другие бежали в леса».

Настоящий патриотизм и солдатское мужество продемонстрировали молдаване. Военный министр Г.Пынтя публично возмущался 8 января 1918 года: «Что случилось с нашими войсками… Они без моего ведома, вышли на позиции…». Член президиума молдавского Центрального комитета Д.Лунгу отчитывался: «Солдаты без моего разрешения ушли на фронт». 8 января 1918 года И.Инкулец, председатель Сфатул Цэрий, сообщал: «В тот же вечер (06.01.1918) стало известно, что на станцию Гидигич прибыли румынские войска. Местные сразу стали вооружаться и отправлять всех на фронт. На Площади свободы в Кишиневе были установлены пушки против румын. Сообщили, что румынам объявлена война».

Тем не менее, 14 января 1918 года румынская армия все же оккупировала Кишинев. 15 января румынский генерал Е.Броштяну приказал объявить в городе осадное положение: сначала армии, а потом и полиции было дано неограниченное право казнить по собственному желанию.

После того, как румынские войска вошли в МДР, 13.02.1918 румынский историк Н.Йорга записал в своем дневнике: «Сфатул Цэрий существует лишь на словах!» «После введения румынских войск Сфатул Цэрий больше не владеет ситуацией», – констатировал историк И.Цуркану.

Румынские политики признали правду: Румыния захватила Бессарабию, использовав военную силу. А.Маргиломан писал позже: «Недостаточно повторялась правда, которая останется в очевидных доказательствах истории: Бессарабия вернулась под свободные знамена Румынии, благодаря переговорам в Бухаресте» (с декабря 1917 года между немцами и румынами). Бывший премьер-министр Румынии И.Г.Дука признавался: «Мы (румынское правительство) приняли решение отправить необходимое количество солдат (11-ю и 13-ю пехотные дивизии, 1-ю и 2-ю дивизии кавалерии) для того, чтобы оккупировать Бессарабию (…), которая позволит Кишиневу (Сфатул Цэрий) выполнить последнюю формальность: торжественное объединение».

В условиях осадного положения, когда была запрещена любая политическая деятельность, когда четыре румынские дивизии уничтожали, поджигали, грабили, расстреливали мирное население, ликвидировали сопротивление молдавских войск и гражданских отрядов в сражении при Бендерах (16-25.01. 1918), Бельцах (22.01-05.02.1918), именно в эти дни – 24.01.1918, Сфатул Цэрий объявляет «независимость» Молдавской республики. При этом в Декларации независимости МДР отмечается намерение СЦ выполнить требования Съезда молдавских солдат и Декларации от 2 декабря 1917 года об организации выборов и «созыве Учредительного собрания Молдовы». Однако румынские генералы Броштяну, Презан, Скина прибыли в Бессарабию не для того, чтобы помочь консолидации Молдавской Демократической Республики, а для организации объединения этой территории с Румынией. Они начинают запугивать и изолировать депутатов, которые выступали за независимость республики, мстят депутатам, которые открыто и мирно протестовали против румынской армии. Были убиты Рудиев, Прахницкий, Которос, Чумаченко, Гринфельд, Литвинов – всего 7 депутатов, 17 солдат 1-го Молдавского полка без повода и следствия, просто для устрашения других. Другие 38 депутатов Сфатул Цэрий после 14 января 1918 года бесследно пропадают.

В отчете румынского генерала Иона Истрати (№ 515 от 29 апреля 1918 года) мы узнаем, что:

— румынская армия, находясь в Бессарабии, отправила «в страну (Румынию) значительное количество продовольствия»,

— «сопротивляющиеся города и села насильно обезоружены»,

— «было большое количество крестьян, пойманных с оружием»,

— «были собраны средства первой необходимости и данные об их наличии в республике», что «вызвало недовольство населения против армии румын»,

— «границы охраняются, любой экспорт продовольствия и другой продукции из Бессарабии в Украину полностью запрещен, а молдавские крестьяне хотят самоуправления и требуют своих представителей в Сфатул Цэрий»,

— «депутаты Сфатул Цэрий мечтают о независимой федеративной республике… за несколько дней до объединения отправить делегацию для переговоров с Украиной, но эта попытка была пресечена нами (румынская армия)»,

— «молдавская армия – это еще одна категория недовольных»,

— «акт объединения 27 марта, за который проголосовал СЦ, состоялся во многом благодаря усилиям румынской армии» …

Этот рапорт объективно отвечает на вопрос, кто был настоящим «хозяином» государственной власти в Молдавской Демократической Республике после 14 января 1918 года.

26 февраля 1918 года Инкулец и Чугуряну, в попытке спасти МДР, едут на мирные переговоры в Бухарест. Однако они были задержаны в Яссах королем Румынии, чтобы они не смогли принять участия в переговорах с центральными властями (Германией). Инкулец встречается в Яссах с иностранными дипломатами: французами, англичанами и требует международного признания Молдавской Демократической Республики…

В начале марта Сфатул Цэрий готовит проект Конституции МДР, статья 79 которой предусматривает: «для того, чтобы решить вопрос о вступлении МДР в какой-либо политический союз с любым другим государством на основе конфедерации, федерации или объединения, необходимо голосование всего народа (референдум), в котором примут участие все граждане, достигшие 21 года вне зависимости от пола, вероисповедания, национальности».

16-22 марта Сфатул Цэрий обсуждает проблему отношений с Украинской Республикой и заявляет, что «Молдавская Демократическая Республика желает быть свободным, независимым государством, основываясь на принципах самоопределения народов». Делегации помешала поехать в Киев румынская колонна Думитреску.

20 марта 1918 года Инкулец, Чугуряну (новый глава правительства Молдавской Республики) прибывают в Яссы с намерением отправиться в Бухарест (оккупированный немцами) для подписания мира. Однако их «поставили в известность о решении румынского правительства принять объединение…». В то же время румынское правительство предлагает Инкулецу и Чугуряну представить на обсуждение этот вопрос в Сфатул Цэрий…”

Также им «посоветовали не выступать против». На заседании 23.03.1918 Совета министров Румынии принимается решение о немедленном выезде этих трёх (Инкулец, Чугуряну и Стере), чтобы передать вопрос об объединении Бессарабии (а не Молдавской независимой Республики) в Сфатул Цэрий…».

27.03.1918 проблема объединения была представлена на повестку дня по настоянию Маргиломана (премьер-министра Румынии), который прибыл по этому случаю 26 марта в Кишинёв. Маргиломан лично редактирует текст декларации объединения…

В условиях радикального режима оккупации, когда была строго запрещена любая политическая деятельность, в зале одного здания, окруженного румынскими пулемётчиками, над которым пролетали несколько румынских самолётов, 27 марта 1918 года Сфатул Цэрий голосует за объединение.

Депутаты Сфатул Цэрий, проголосовавшие за объединение с Румынией

«В противном случае, – по словам К.Стере, – Румыния будет вынуждена аннексировать Бессарабию».

В результате анализа представленной информации, которая была тщательно задокументирована, мы утверждаем, что решение Сфатул Цэрий после 14 января 1918 года не имеет юридического основания:

  1. Хотя у него был мандат на созыв Учредительного собрания для принятия Конституции и установления путей развития Молдавской Демократической Республики, он не сделал этого, оказавшись под влиянием военно-политических иностранных сил;
  1. Несмотря на то, что он тщательно исполнял политические приказы из Ясс и указы начальника гарнизона румынской армии, оккупировавшего Кишинёв, Сфатул Цэрий продолжал имитировать роль законного руководства МДР;
  1. Сфатул Цэрий был временным парламентом, который не реализовал большинство задач, поставленных на Съезде молдавских солдат, узурпировал власть, превышая свои полномочия, ликвидируя Молдавскую Демократическую Республику, не интересуясь мнением её населения.

Объединение с Румынией не может быть расценено как добровольное выражение воли народа Бессарабии, в условиях, когда Сфатул Цэрий, территория, население, границы, таможни, суверенитет Молдавской республики находились под контролем румынской армии. Расстрел около 17 депутатов Сфатул Цэрий только лишь за то, что они выступали против румынской армии, изгнание социалистов и большевиков из СЦ, роспуск молдавской армии, исчезновение около 38 депутатов после прихода румынских войск – все это свидетельствует о том, что после 14 января 1918 года Сфатул Цэрий перестал быть легитимным.

По открытым материалам исторических исследований доктора истории Виктора Степанюка.


Ссылки по теме:

Петр Шорников Что произошло в Кишиневе 27 марта 1918 года

История нашего края. Почему Бессарабия не любит Румынию