Память – наша совесть

Газета «Приднестровье» вместе с жителями республики продолжает вахту Памяти. Сегодня речь пойдёт о героях Великой Отечественной войны, чьи родные работают на предприятиях энергетической отрасли Дубоссар.

Светлана Бурнусус, председатель профсоюзного комитета филиала ГУП «ГК Днестрэнерго» в г. Дубоссары говорит: «Когда мы отмечали в этом году День защитника Отечества, во время исполнения песни «О героях былых времен» в едином порыве поднялся весь зал. Дубоссарские энергетики достойны памяти своих отцов и дедов, весной 1992 года защитив свой город и республику от агрессоров Молдовы. На передовую их звал пример дедов и отцов в годы Великой Отечественной войны. Многие из них не дожили до сегодняшних дней, но память о них живет в сердцах благодарных потомков».

У Леонида Феликсовича Котвицкого, начальника службы автоматизированных систем управления, на фронтах Великой Отечественной войны воевал дед Прокофий Никифорович Васильев, который родился в 1895 году. Жил на территории оккупированной Псковской области. Ушел в партизаны. Затем воевал в составе знаменитой Идрицкой дивизии, которая принимала участие в Берлинской операции (16 апреля – 8 мая 1945 года). А 30 апреля после нескольких атак подразделений дивизии под командованием генерал-майора В. Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. Негоды штурмом овладели основной частью здания рейхстага.

Оставшиеся гитлеровские части оказывали ожесточенное сопротивление. Драться приходилось буквально за каждое помещение. В ходе боя за рейхстаг штурмовой флаг дивизии был установлен на куполе здания её воинами Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. Бой за рейхстаг продолжался ещё весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон рейхстага капитулировал. В боях за рейхстаг принимал участие и Прокофий Никифорович Васильев. Он удостоен ордена Красной Звезды и других наград.

У супруги Прокофия Никифоровича Марфы Никитичны Васильевой родное село сожгли фашисты, она ушла в партизаны, а по ночам вместе с односельчанами приходила на пепелище, где вместе искали уцелевшие вещи. После окончания войны она с мужем жила на Псковщине, на хуторе Мельница Себежского района.

Свекор Татьяны Дмитриевны Гиско, которая работает на предприятии экономистом по труду, Трофим Исаакович, находился под оккупацией в украинском селе Дубово, и в 1944 году, когда советские войска освободили его, ушел на фронт. Освобождал Румынию, Чехословакию. Потом была война с Японией.  Награжден орденом Отечественной войны, медалями. Вскоре после войны Трофим Исаакович переехал в Дубоссары, работал в строительном управлении, был старейшиной возрожденного в Приднестровье казачества.

У Евгении Степановны Белько   вой, ведущего экономиста, воевал дед Григорий Иванович Турченко. Он родился в 1923 году. Григорий Иванович прошел всю войну, служил поваром – как много значит эта профессия на войне! Занимался также техническим обслуживанием танков. Как и многие, специалисты из разных республик Советского Союза, он приехал в Дубоссары на строительство ГЭС, где работал водителем.

На ГУП «Дубоссарская ГЭС» более 40 лет проработал ветеран Великой Отечественной войны Владимир Архипович Толмачев. Долгие годы на предприятии трудилась его дочь Светлана Владимировна Агаркова, к сожалению, она была вынуждена уйти с работы, чтобы обеспечить отцу достойный уход (на снимке семья В. Толмачева, День Победы, 2012 год).

Владимир Толмачев был призван в ряды Советской Армии в апреле 1944 года, сразу после освобождения Дубоссар от немецко-фашистских захватчиков. Он, артиллерист-наводчик 76-миллиметрового орудия на конной тяге, дважды форсировал Одер и 9 мая 1945 года встретил в Берлине. Удостоен многих боевых наград, в том числе ордена Отечественной войны и медали «За взятие Берлина». Был неоднократно ранен.

Он, как и Григорий Иванович Турченко, родился в том роковом 1923 году. Как сейчас, помню рассказы Владимира Архиповича о страшном и героическом времени весны 1944 года: «Середина апреля 1945-го. На Одере – разгар весны. Набухла сирень, цвела, тонким ароматом благоухала черешня. Это была наша весна – весна близкой Победы.

Я помню, как 16 апреля, ровно в пять часов по московскому времени, одновременно ударили по фашистам тысячи разнокалиберных стволов артиллерийских батарей, танков и самоходных орудий.

Сверхмощная огневая подготовка сильно укрепленных позиций врага длилась 30 минут. Затем из глубины нашего переднего края вырвались слепящие огни прожекторов. В такой обстановке мы, бойцы 16-й гвардейской орденов Суворова и Кутузова дивизии 148-го минометного полка, на конной тяге, в сопровождении танков и самоходок через вскипающую от разрывов реку двинулись в решающее наступление. На помощь нам пришла авиация. Десятки эскадрилий бомбардировщиков обрушивали свой смертоносный груз на головы фашистов. Уже взошло солнце, но его лучи не достигали земли, потому что над полем боя густо стлались черно-желтые тучи из дыма и пыли. От Одера до слияния рек Шпрее и Хафель, на берегах которых стояла немецкая столица, нам осталось пройти 70-75 километров. Кто-то погиб здесь, у самой реки, а кто-то дожил до Победы.

При штурме Берлина из нашего подразделения численностью 50 бойцов погибло 36 человек. И вот мы вошли в Берлин! Уже на дорогах, ведущих к городу, чувствовалось дыхание Победы. По гладким асфальтированным путям, таким не похожим на размолотые в грязь фронтовые дороги, открыто, почти не опасаясь вражеской авиации, двигались наши части. Шумный лязг гусениц, топот множества ног, веселая перебранка шоферов и возниц, песни и смех идущих в наши тылы освобожденных невольников разных национальностей – всё это действовало поистине окрыляюще. Эти асфальтовые дороги с войсками и техникой вливались в Берлин, превращались в улицы, наполненные гарью и пеплом, упирались в передовую и двигали нас вперед, к Победе, к концу войны.

Улица, которая вела к центру Берлина, была одной из самых напряженных артерий боя. Обе ее стороны, как вулканы, извергали из себя нескончаемые клубы дыма, огня и пепла, и солнечные лучи бессильны были пробить образуемый ими шатер. В фиолетово-красном сумраке, грохоте стрельбы и вое пожарищ улица жила напряженной жизнью. Сновали солдаты, поднося и подвозя снаряды, патроны, вывозя раненых. Двигалась техника. Передовая постепенно продвигалась вперед. Я видел, как горело гитлеровское логово! Берлин капитулировал!».

В честь 36 погибших бойцов своего подразделения при штурме Берлина Владимир Архипович после войны посадил у себя дома 36 кустов роз, которые цветут до сих пор. За время работы на Дубоссарской ГЭС он внёс более 150 рационализаторских предложений, за что был удостоен звания заслуженного рационализатора МССР. Много раз свою персональную пенсию Владимир Архипович в полном объёме перечислял в Фонд мира, на создание памятника павшим воинам на Поклонной горе и пострадавшим в Чернобыльской катастрофе.

73 года прошло, как закончилась Великая Отечественная война. Но ее великие и трагические события навсегда останутся в людской памяти.  9 мая в Дубоссарах по улицам города на Мемориал Воинской Славы величественно проследует «Бессмертный полк». Ныне живущие потомки героев этой статьи с огромной гордостью пронесут их портреты!

Инна Влада, г. Дубоссары.