Почти 20 лет военное преступление НАТО в Югославии остается без наказания

В будущем году исполнится 20 лет, как военный альянс НАТО начал бомбардировки Югославии. Эти события можно считать своеобразной точкой отсчета, после которых изменился мир. Последняя сцена знаменитого фильма «Подполье» Эмира Кустурицы заканчивается кадром, в котором раскалывается земля, и фразой: «Была такая страна».

В ходе гражданской войны от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством США. Тем временем страна превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию). После проведения референдума о независимости в Черногории, последние остатки прежней федерации ушли в историю, Сербия и Черногория также стали независимыми государствами.

Причины, лежащие в основе Балканского кризиса, лежат не только в политике, это целый клубок факторов политических, экономических, национальных, подкрепляемых и усугубляемых мощным давлением извне, со стороны США и ряда заинтересованных в территориальном переделе стран Европы.

Лакомым куском для Запада была медная промышленность Югославии. Возможно, поэтому самолёты НАТО не бомбили предприятия этого комплекса. Кроме того, в Косове находятся крупнейшие в Европе неразрабатываемые запасы каменного угля. Еще одной немаловажной причиной могло стать уничтожение югославского ВПК, продававшего дешёвое оружие в Африку, Северную Корею и страны Персидского залива. Еще одна причина — устранение югославской табачной промышленности как серьёзного конкурента фабрик США в Восточной Европе.

Весной 1998 года в Албании был избран новый президент — социалист Фатос Нано, сменивший Сали Беришу, сторонника идеи «Великой Албании». В связи с этим более реальной стала перспектива решения косовской проблемы. Однако кровопролитные столкновения между так называемой «Освободительной армией Косово» (ОАК) и правительственными войсками продолжались до осени, и лишь в начале сентября Милошевич высказался за возможность предоставления краю самоуправления (к этому времени вооруженные формирования ОАК были оттеснены к албанской границе). Очередной кризис разразился в связи с раскрытием убийства 45 албанцев в селе Рачак, приписываемого сербам. Над Белградом нависла угроза ударов с воздуха сил НАТО. К осени 1998 года количество беженцев из Косово превысило 200 тысяч человек.

Предлог для войны против Югославии оказался надуманным. Изучавшие произошедшее финские ученые в официальном отчете заявили, что никакой резни в деревне Рачак в Южной Сербии 15 января 1999 года не было!

В это время антисербская пропаганда достигла кульминации. Рассказывали, например, что сербы придумали изощрённый способ расправы с албанцами: они открывали в подвале жилых домов газ, ставили на чердаке свечку, и тогда у них было достаточно времени, чтоб покинуть дома до взрыва. Впрочем, довольно скоро этот вид убийства пропал из официальных документов НАТО. Видимо, спохватились, что газ тяжелее воздуха и никак не мог добраться до чердака.

Далее подконтрольные СМИ стали раскручивать другой миф, якобы сербы устроили на стадионе в Приштине настоящий концлагерь для тысяч албанцев. Немецкий министр обороны Рудольф Шарпинг с ужасом в глазах рассказывал, что там применяют настоящие фашистские методы, что расстреливают учителей на глазах у детей. Опросы проживающих рядом людей показали, что стадион был пуст, если не считать того, что его иногда использовали в качестве аэродрома. Но НАТО его всё равно на всякий случай разбомбило, «позабыв» о заключённых.

В 1992 году американский журналист Петер Брок обработал 1500 статей из газет и журналов, опубликованных различными агентствами новостей на Западе, и пришел к выводу, что соотношение публикаций против сербов и в их пользу составляет 40:1.

«Подтвердилось, что они намерены применить силу. Это подтвердил Альберт Гор (бывший вице-президент США – прим Вести.Ru) во время разговора со мной. Разговор состоялся с борта самолета. Я был в двух с половиной часах от территории США, пригласил командира самолета и сказал ему, что нужно разворачиваться. Потом позвонил президенту Борису Ельцину и сказал, что принял такое решение. Он спросил, хватит ли горючего, чтобы долететь до Москвы», — рассказывает Евгений Примаков, в то время бывший премьер-министром РФ.

Почему США не дожидались санкции Совета Безопасности? Россия и Китай, обладающие правом вето в СБ, высказались против атак НАТО. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт знала, что совет не санкционирует воздушные удары.

Если взглянуть на последние четыре резолюции Совета Безопасности ООН в отношении косовской проблемы, то в них неизменным остается пункт, в котором постулируется приверженность всех государств-членов ООН суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии.

В данном контексте даже неважно, что своими действиями НАТО нарушает собственные нормативные акты и договорные отношения с другими странами. Налицо факт нарушения основ международного права, то есть в мире уже не будет глобального органа, способного урегулировать международные конфликты. ООН перестанет выполнять свои функции. Что и было впоследствии доказано.

«У меня был очень жесткий разговор с Милошевичем. И он пошел на уступки. Он сказал, что гарантирует возвращение албанских беженцев в Косово, что хочет начать переговоры с албанскими лидерами. Но единственное, что он отказался сделать — вывести спецназ. Он сказал, что тогда начнется геноцид против сербов», — продолжает Евгений Примаков.

«Когда разговариваешь с официальным представителем Германии, Бельгии, Франции, Греции, Италии, Испании, выясняется, что они категорически против этого насилия. Но право консенсуса, право одного государства сорвать эту операцию, не было использовано», — объясняет Леонид Ивашов, в 1996-2001 годах – начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ.

Невозможно обойти вниманием и так называемые соглашения, подписанные в Рамбуйе (Франция). История с этим подписанием является одной из наиболее странных. Как известно, над выработкой этих решений вместе с лидерами косовских албанцев и представителями Союзной Югославии работала контактная группа по Косову. К обсуждению соглашений была подключена и Россия. Вначале речь шла лишь о политическом меморандуме, в котором декларировались пути придания Косову определенных свобод в отношении автономии, но в рамках Югославии. Когда же многие позиции этого небольшого документа были улажены, появились многостраничные приложения, касающиеся военных и полицейских вопросов.

Именно в них закреплялся ввод в Косово миротворческих сил. Россия выступила категорически против увязывания политических и военных документов в едином пакете. Делегация Югославии также была возмущена подобным подходом к ведению переговоров. Складывалось ощущение, что были предприняты шаги к тому, чтобы выдвинуть перед Югославией заведомо неприемлемые условия и сорвать подписание. Так и произошло. Югославская делегация покинула Рамбуйе, после чего делегация косовских албанцев демонстративно подписала весь пакет.

24 марта 1999 года самолеты НАТО начали бомбардировки территории Союзной Республики Югославия. Первые ракетные удары по команде Генерального секретаря НАТО Хавьера Соланы были нанесены около 20.00 по местному времени (22.00 мск) по радарным установкам армии Югославии, находящимся на черногорском побережье Адриатического моря. Одновременно ракетным атакам подверглись военный аэродром в нескольких километрах от Белграда и крупные промышленные объекты в городе Панчево, находящемся менее чем в двадцати километрах от столицы республики. В большинстве крупных городов Сербии и Черногории впервые после Второй мировой войны было объявлено военное положение.

В военной операции против Югославии, которая продолжалась 78 дней, в той или иной форме участвовали 19 стран НАТО. Североатлантический альянс принял решение о начале агрессии после неудавшихся переговоров с руководством СРЮ по проблеме Косова и Метохии во французском городе Рамбуйе и Париже в феврале и марте 1999 года. Бомбардировки прекратились 9 июня 1999 года после того, как представителями армии СРЮ и НАТО в македонском городе Куманово был подписан военно-технический договор о выводе с территории Косова войск и полиции Союзной Югославии и о размещении на территории края международных вооруженных сил. Днем позже Совет безопасности ООН принял по этому поводу соответствующую резолюцию под номером 1244.

Ущерб, который был нанесен промышленным, транспортным и гражданским объектам СРЮ в результате почти трехмесячных бомбардировок, по разным оценкам, измеряется суммой от 60 до 100 миллиардов долларов. Число погибших военных и гражданских лиц до сих пор точно не установлено. Оно колеблется от 1200 до 2500 человек.

«Только детей было убито 800. Они бомбили не только мосты, промышленные предприятия, но и железнодорожные станции, больницы, детские сады, храмы, построенные в средние века», — утверждает Борислав Милошевич, в 1998 – 2001 годах посол Югославии в РФ.

«С 23 на 24 марта я находился в Сербии, над головой слышался гул самолетов. Но даже в этот момент я думал, что они долетят до границы и повернут обратно. Нормальная человеческая логика не давала мне возможность осознать всю масштабность произошедшего беззакония и зла», — вспоминает Александр Кравченко, в 1999 году возглавлявший отечественный Союз добровольцев Республики Сербской.

На бомбах британских самолетов были видны надписи: «Счастливой Пасхи», «Надеемся, что вам это понравится», «Ты всё ещё хочешь быть сербом?»

В ходе этой агрессии было совершено 35 тысяч боевых авиавылетов, в которых было задействовано около 1000 самолетов и вертолетов, сброшено 79000 тонн взрывчатки (в том числе 156 контейнеров с 37440 кассетными бомбами, запрещенными международным правом).

«Как правило, там работали журналисты, которые уже были в разных горячих точках. Мы не знали, что будет дальше. Нам казалось, что вся Югославия превратится в руины. Мы ездили снимали мосты, детские дома… Несмотря на ту информацию, которую «сливали» американцы, их «точечное» оружие делало серьезные промахи. Вспомним китайское посольство, в котором погибли люди», — рассказал Андрей Батурин, в 1999 году специальный корреспондент ТСН в Югославии.

В феврале 2008 года сербский край Косово при поддержке США провозгласил независимость, и большинство стран Запада эту независимость признает. Под такими же надуманными причинами, какими сопровождались десятилетия вмешательства в жизнь Югославии.

С таким же «успехом» насаждают «демократию «в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии. Сценарии развития событий на Украине и в Грузии чрезвычайно схожи с югославским вариантом. Бывший президент Югославии Слободан Милошевич умер в Гаагской тюрьме, по заключению врачей — от сердечного приступа.

Зато США и Евросоюз пытаются весь мир убедить, что их агрессия против сербов была оправдана и натовские бомбардировки получат шанс войти в историю со знаком «плюс», ведь шла «борьба за мир», несмотря на то, что решение о бомбардировке было принято НАТО, руководствуясь ложными сведениями о массовых убийствах в Рачаке. Сегодня Белград безуспешно призывает к ответу экс-генсека НАТО Хавьера Солану за «преступные бомбардировки» страны.

Тем не менее, власти Сербии держат курс на вступление республики в Евросоюз, но при этом намерены сохранить хорошие отношения с Россией.

Как бы там ни было, 24 марта 1999 года мир изменился навсегда. США и Европа создали прецедент, который еще не сыграл своей главной роли в истории.

По данным открытых источников