200 лет первой русской Конституции Александра I – нереализованной, но эпохальной

15 марта 1818 года под эгидой Александра I выработана первая русская Конституция — «Государственная уставная грамота Российской империи», которая в итоге так и не была реализована в России, но заложила основу для создания конституционного строя и позволила Польше обрести государственную самостоятельность.

В результате военных побед над Наполеоном и упрочения позиций России в Европе Александр I вновь вернулся к конституционным замыслам. Реально они были воплощены в Польше, вошедшей в состав Российской империи. В мае 1815г. польскому населению было объявлено о даровании конституции, местного самоуправления, собственной армии и свободы печати.

В соответствии с конституцией Царства польского и по принципу личной унии, российский император одновременно становился королем Польши, но власть его ограничивалась конституционной хартией. Создавался двухпалатный парламент. В то время эта конституция была одной из самых либеральных в Европе, а Александр I, выступив на открытии польского парламента в марте 1818г., уже как сторонник конституционного устройства, обещал в будущем распространить конституционные порядки и на Россию. Текст этой Грамоты включал в себя 191 статью, сгруппированных в шесть глав.

По этому документу царь был единственным источником всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных, военных. Носителем исполнительной власти выступал Государственный совет, состоящий из Общего Собрания и Правительственного совета (Комитета министров) Государственный совет, в котором председательствовал император, имел совещательный голос. Предусматривалось образование 10 министерств.

Провозглашалось народное представительство, органом которого объявлялся Государственный сейм (Государственная дума), включающий в свой состав императора и две палаты: Сенат (верхняя палата) и Посольская палата (нижняя палата). Он должен был созываться на 5-летний срок и был призван рассматривать законопроекты, вносимые от имени императора через Государственный совет, бюджет и налоги. Состав Сената был пожизненный, Посольская палата назначалась императором из кандидатов, избранных посольскими палатами наместничеств.

В качестве основной государственно-территориальной единицы предусматривались наместничества, каждое из которых включало несколько губерний.

Административная власть отделялась от судебной. Судьи должны были руководствоваться в своих действиях только законом.

Подданным империи предоставлялись определенные права. Провозглашался принцип, согласно которому закон в равной мере оказывает покровительство всем. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, постановленного и обнародованного до совершения преступления, и по приговору того суда, которому он подсуден.

Непосредственно к разработке документа под общим руководством Президента Императорской академии наук, председателя Государственного Совета Николая Новосильцева были также привлечены чиновники императорской канцелярии  — князь Петр Вяземский и юрист Пьер Дешан.

Однако «Государственная уставная Грамота Российской империи» не была принята и даже обнародована. Александр I так и не решился принять Конституцию, опасаясь противодействия дворянства и в силу внешнеполитических причин — революционного движения в Европе. Александр считал, что Россия, в большинстве мужицкая, крепостная и еще не готова к конституционным преобразованиям. Поэтому проект так и остался на бумаге, но стал основой зарождения конституционного строя в России.

По данным открытых источников.