Президент ПМР Вадим Красносельский выступил с докладом на Международном форуме «Вместе с Россией», состоявшемся 4-5 марта в Москве. Главной целью форума, организованного фондом «Русский мир», было обсуждение наиболее острых проблем, волнующих граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за рубежом, и представителей русскоязычных диаспор. Выступление Вадима Красносельского было посвящено роли Приднестровья для современной России и Русского мира.
Чего добивается Приднестровье?
Неверно говорить о том, что Приднестровье добивается независимости. Мы уже независимы и самодостаточны. Мы добиваемся признания, и оно состоится. Многие международные посредники согласны с нами в том, что у Приднестровья есть все основания быть признанным. А признание, вы знаете, — вопрос технический: собрались и признали. Но не будет независимости — не будет и признания.
Авторами нашей независимости является народ Приднестровья, что было доказано на референдуме 2006 года, когда 97% приднестровцев проголосовали за независимость Приднестровья с последующим вхождением в состав России. А соавторами нашей независимости являются все международные участники и посредники — все, кто был задействован в политическом процессе. Это так.
Почему невозможно общее государство с Молдовой?
В 1990 году молдавский парламент признал создание МССР незаконным. Затем молдавские политики осознали фатальность своей ошибки и пытались ее исправить, совершая вторую ошибку под названием война 1992 года, когда пытались силой нас задушить, сломить нашу волю, наше сопротивление.
После этого трагизма, этих смертей мы все же искали пути совместного проживания с Республикой Молдова. Именно мы приняли закон от 6 января 1993 года и провозгласили создание конфедерации с Молдовой. Кроме этого, в 1993 году Миссия ОБСЕ подготовила доклад о совместном развитии внеунитарного государства, но именно Молдова не приняла данный механизм. Потом, в конце 90-х годов, были попытки реализации плана Примакова воссоединить два государства. Мы не возражали. Мы искали формы федеративного устройства. Но молдавская сторона это отклонила.
Как раз мы, приднестровцы, которых обвиняют в сепаратизме, искали формы совместного проживания с Молдовой. Нас не услышали, не захотели слышать.
За 27 лет Приднестровье сформировано как независимое, демократическое государство. Во-вторых, почти за три десятилетия выросли два разных поколения, которые ни дня не жили в общем государстве. В-третьих, на территории Молдовы и на территории Приднестровья сформированы свои национальные законодательные системы со своими Конституциями и законами. На сегодняшний день ни один политик Молдовы и Приднестровья не имеет права говорить о политическом диалоге, потому что это прямое нарушение законодательств обеих сторон.
Почему Приднестровье и Молдова — это два разных мира?
Принято считать, что Приднестровье к моменту распада СССР юридически являлось неотъемлемой частью современной Молдовы. Это категорически не так. Это неверно. Молдавская государственность исторически никогда не включала территорию восточнее Днестра, то есть современного Приднестровья. До 1917 года, во времена Российской империи, это были территории разных территориальных образований – Херсонской губернии и Бессарабии.
Наша земля особенно остро переживала череду геополитических трансформаций, включая критические события ХХ века, стала ареной революций, конфликтов и мировых войн. Но тем не менее за всю многовековую историю нашего края никогда на территории Приднестровья не возникало межнациональных противоречий или конфликтов.
В республике никогда не формировались условия для появления доминирующей, так называемой титульной национальности. Согласно проведенной в 2015 году переписи населения на территории Приднестровья проживают люди 75 национальностей. Нам не по пути с теми народами и государствами, в основе существования которых лежат превосходство одной нации над другой, преимущество одного народа над иными.
Кто на самом деле сепаратист?
23 июня 1990 года, когда Верховным Советом Молдавской ССР были приняты две декларации, в первой декларации было заявлено о выходе из Советского Союза и главенстве законов Молдовы над законами СССР. Кто из нас сепаратист?
Мы стремились остаться в Советском Союзе и второго сентября этого же года на основании референдума стали называться Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республикой, оставшейся в составе Советского Союза. Это к вопросу о сепаратизме.
Кстати говоря, на всем постсоветском пространстве народ Приднестровья единственный сначала без оружия в руках, потом с оружием отстаивал свое право жить в Советском Союзе. Мы не боролись за сохранение Советского Союза «на кухне», как это делали многие в союзных республиках. Мы отстояли свое право жить на своей земле.
Почему вместе с Россией?
В современной Российской Федерации живут порядка 200 национальностей и народов, и они так же равны в правах, обязанностях и возможностях. Это свойственно и современной России, это было и в Российской империи, и Советском Союзе. Это нас объединяет, как объединяют общая история, культура, религия, традиции.
Таким образом, основа Русского мира – это предоставленная всем народам возможность чувствовать себя свободными и полноценными составляющими Русского мира, развивать свой язык, культуру и традиции, исповедовать свою веру вне зависимости от цвета кожи и национальности.
Сегодняшние миротворцы продолжают дело екатерининских солдат, славную миссию по защите своей земли. Сегодня вспоминали Шипку и Плевну, но я вам скажу, что на территории Приднестровья в городе Бендеры захоронены порядка тысячи солдат, которые обороняли Шипку. Это солдаты 14 Пехотной дивизии генерала-адьютанта Драгомирова. Это исторический факт. Установлены их имена, мы отдаем им воинские почести. Наша история неразрывно связана с миротворчеством России.
Под руководством Генералиссимуса Суворова в 1792-1793 годах был основан город Тирасполь, столица Приднестровья.
Мы не изменяем самим себе. В своем государстве, в Приднестровье, мы видим Россию. Очень хотелось бы, чтобы и Россия всегда видела в Приднестровье саму себя.
Приднестровье – территория мира, добра и понимания
О нас вспоминают как о зоне конфликта либо о зоне (не дай бог) возможных конфликтов. Это неправильно. Мы миролюбивое государство, и наша доктрина – оборонительная, но нас не надо проверять на слабость, мы сумеем себя защитить и уже доказали это. Мы должны думать о мире и созидании, мы должны превратиться из зоны конфликта в территорию мира, добра и понимания. Это наш выбор, наш вектор.
По материалам ИА «Новости Приднестровья»