Для современного человека в большом городе шансов умереть от голода практически нет: мы производим и продаем гораздо больше еды, чем можем съесть (да и едим больше, чем нужно). Не исключено, что через пару-тройку десятилетий, когда с некоторыми ресурсами станет туго, климат изменится, а на планете будет в три раза больше человеческих особей, вопрос новых технологий в области гастрономии будет решаться иначе. Что мы увидим на столе тогда? Ответ – в нашем тексте.
Стейки из пробирки
По прогнозам ВОЗ, ежегодное производство мяса вырастет к 2030 году до 376 млн тонн (в 1997-1999 годах – 218 млн тонн), что неизбежно приведет к изменению стандартной продовольственной системы – мясо будет дорожать из-за того, что все меньше земель будут пригодны для выращивания скота на убой. Кроме того, 30% полезной площади Земли отданы под пастбища, хотя на их месте могли быть зерновые и другие употребляемые в пищу растения.
Выращенное в лабораториях с помощью стволовых клеток мясо может стать альтернативой, но пока это золотая технология – так, Марк Пост из Маастрихтского университета представил первый искусственный бургер, который стоит около 250 тысяч евро. Стволовые клетки были получены путем биопсии в среде, содержащей сыворотку эмбриона теленка.
Над созданием искусственного мяса работают и другие лаборатории – так, компания Hampton Creek сообщила, что начнет продавать мясо из пробирки уже в 2018 году.
Белок насекомых
Насекомые – своеобразная альтернатива мясу: в сверчках, кузнечиках, личинках и прочих скачуще-ползучих тварях содержится немало белка, необходимого в нашей повседневной жизни. Энтомофагия (поедание насекомых) распространена лишь в некоторых странах (преимущественно в Азии), но это – дело времени. Например, голландский ученый Арнольд ван Хейс уже сейчас пропагандирует поедание насекомых и призывает человечество постепенно привыкать к новым реалиям.
На сегодняшний день самыми съедобными насекомыми считаются: кузнечики, гусеницы, белостоматиды (водяные клопы), муравьи и шелкопряды. В целом около 1400 видов насекомых являются съедобными для человека. Из 2,1 кг сверчков получается 1 кг съедобного материала.
Есть и экологические преимущества. Насекомые хладнокровны, они не тратят энергию на поддержание температуры тела, а значит, при массовом разведении не будут разрушать атмосферу так, как это делают, например, коровы. Домашний скот дает 18% парниковых газов неприродного происхождения: производство каждого килограмма говядины обходится атмосфере примерно в 2,85 кг парниковых газов. Для домашней птицы эта цифра возрастает до 4,5 кг, для свиньи – до 9,1 кг и до 25 кг – для крупного рогатого скота. По итогам исследования 2010 года, для мучных червей и домашних сверчков эти значения составляют 8 и 2 г соответственно.
Обеспечить диету из насекомых проблем не составит. Поэтому группа из Вагенингенского университета занялась изучением общественного мнения, которое, скорее всего, окажется основным препятствием на пути подобного меню к тарелке. Группа проводит дегустации, чтобы понять, будут ли готовы участники есть насекомых и как – целиком, молотыми или нужно просто извлекать белок. «Девяти испытуемым из десяти «фрикадельки» из насекомых понравились больше мясных», – говорит ван Хейс. – Так и нужно маскировать белок насекомых».
5 самых съедобных насекомых
Кузнечики. Их едят в Китае, на Ближнем Востоке и во многих африканских странах. Обжаренными с чесноком и соком лайма в Мексике и засахаренными в Японии.
Гусеницы. Очень популярны в Южной и Центральной Африке – их дают детям в виде растертой пасты, чтобы компенсировать недостаточное питание.
Белостоматиды. Популярны в Таиланде, где их варят, парят, жарят во фритюре, добавляют в салаты и пасты чили. Говорят, они могут иметь вкус жевательной резинки, жевательных конфет или устриц.
Муравьи-портные. Высоко ценимы как деликатес в некоторых частях Юго-Восточной Азии, где их жарят с луком и стручковым перцем, лаймом и пряностями и подают с клейким рисом. Иногда толкут, чтобы сделать сальсу.
Шелкопряды. Хрустящие снаружи и сладкие внутри, в Таиланде их едят целиком и жарят в листьях кафир-лайма. Куколки популярны как уличная закуска в Корее.
Водоросли
Всего 145 видов водорослей из 10 тысяч известных в мире мы используем в пищу – точно такая же несправедливость, как с насекомыми, и потенциал для гастрономии будущего. Представители пищевой промышленности предрекают, что их культивирование на специализированных фермах может стать крупнейшей индустрией сельского хозяйства. В азиатских странах этот продукт уже давно является одним из ключевых – водоросли используют в супах, роллах и других блюдах. И выращивают их, соответственно, в огромных масштабах. На Филиппинах пользуется популярностью пансит, или лапша из морских водорослей, в Японии – нори, в Китае – порфира, в Корее – гим.
Биолог Чак Фишер предлагает более изящный способ применения водорослей в будущем – он размышляет над необходимостью имплантировать под кожу одноклеточные фотосинтезирующие водоросли, которые будут помогать нам выращивать еду под собственной кожей, даже в зимний период с помощью солнечного света.
Порошки и пластыри
Есть вероятность, что гастрономическая культура со временем уйдет в прошлое, а на ее место придут новые технологии. Так, например, британские ученые к 2025 году обещают создать пластыри для военных, которые будут обеспечивать солдат питательными веществами – устройство позволит дольше оставаться без обычной еды.
Такие пластыри могут быть использованы солдатами, расквартированными в боевых зонах. Само приспособление имеет микрочип, который рассчитывает потребности в питании солдата, а затем выпускает соответствующие питательные вещества. Конечно, полностью заменить реальную еду они не смогут, но вполне могут быть полезны в случаях, когда солдаты временно не имеют к ней доступа. Доктор Си Патрик Данн, работающий над проектом, обещает, что технология будет доступна к 2025 году и, вероятно, пригодится и гражданским лицам, например, шахтерам или астронавтам.
Что касается порошковой еды, то ею уже никого не удивишь. Например, коктейль Ambronite производят из тех же ингредиентов, что и обычную еду, а смесь Soylent состоит преимущественно из соевого белка, зато полностью обеспечивает необходимыми веществами и позволяет не чувствовать себя голодным после стакана коктейля в течение 5-6 часов.
Обед из принтера
3D-печать еды стала развиваться почти сразу после возникновения самой технологии (NASA говорило об этом еще в 2013-м). Сейчас на принтере получается делать пиццу и не только – ученые Корнельского университета последовательно распечатывают весь холодильник: шоколад, макароны, томаты, белый хлеб, тесто, мороженое, кофе и т.д.
Победа генной инженерии
Технологии генной модификации позволят продуктам будущего приспособиться к быстро меняющимся экологическим реалиям. Климат, дефицит пресной воды, болезни и неурожайность будут не страшны таким продуктам. Генная модификация может улучшить не только сопротивляемость посевов болезням, но и их лечебные свойства.
Например, ученые из британского исследовательского Центра имени Джона Иннеса (John Innes Centre) создали генетически модифицированные томаты темно-фиолетового цвета, богатые антиоксидантами антоцианинами. Эксперименты на мышах показали, что употребление нового сорта помидоров препятствует развитию рака, увеличивая продолжительность жизни грызунов.
Очевидно, что с годами наши гастрономические представления приспособятся к реалиям и существенно изменятся. Ученые уже работают над этим, а нам остается только понять и принять то, что происходит. И лишний раз задуматься, куда ведут глобальное потепление и всеобщая экологическая безответственность.
Обзор материалов по Интернет-ресурсам подготовила Ирина МАСЛОВА.