Человеческая жизнь бесценна, то есть она ничего не стоит… : ГУЛАГ – жернова судеб

К своему 100-летнему юбилею подходит печально известный факт советской истории, который в разной степени коснулся всех граждан молодой Страны Советов. Причем одну половину населения он коснулся непосредственно, вторая со страхом молилась, чтоб их миновала сия чаша страшных испытаний. Речь идет о знаменитом документе, положившем начало целой системе эксплуатации человеческого труда в нечеловеческих условиях – лагерях принудительных работ, куда попадали не только уголовники, которые по первоначальной идее должны были там перевоспитываться, отбывая срок наказания и возмещая стране нанесенный ущерб, но и граждане, репрессированные по политическим и иным мотивам.

Использование заключенных как основной, дешевой рабочей силы началось уже после 1924 года. Иосиф Сталин, придя к власти в стране, сделал этот принцип базовым инструментом своей экономической политики. Силами узников были освоены огромные пространства – вырубались лесные массивы в Карелии, Сибири, районе Печоры, возводились великие стройки и т.д. Тысячи людей выбрасывались в дикие, необжитые районы, где они должны были сначала построить жилье для администрации и начальства, а затем уже бараки для себя, чтобы начать трудиться на благо советской родины. Для большинства участников этот трудовой десант заканчивался смертью.

Декрет о лагерях принудительных работ

Итак, 11 апреля Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) принял Декрет о лагерях принудительных работ, который вступил в силу 15 апреля 1919 года после публикации в «Известиях».

В нем говорилось, что «при отделах управления губернских исполнительных комитетов образовываются лагери принудительных работ». Согласно этому документу, туда должны были заключаться лица и категории лиц, «относительно которых состоялись постановления отделов управления, чрезвычайных комиссий, ревтрибуналов, народных судов и других советских органов, коим предоставлено это право декретами и распоряжениями». Для управления ими было создано Центральное управление при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) по соглашению с ВЧК.

12 мая ВЦИК принял и подробную инструкцию о лагерях. Этот документ подробно описывает устройство лагеря, работу охраны, учет заключенных и их труда. Стоит обратить внимание, что в п. 35 этого документа было прямо заявлено: «Содержание лагеря и администрации при полном составе заключенных должно окупаться трудом заключенных».

Этот пункт весьма интересен: он позволяет истолковать создание лагерей при ВЧК не только как карательную меру для классовых врагов, но и как способ сбросить с трещащего по швам бюджета Советской России расходы на арестантов.

Не стоит также забывать о том, что труд (по крайней мере, для уголовных преступников) виделся одним из способов исправления преступников (так, например, А.С. Макаренко создавал трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей).

Оценить масштаб побывавших в заключении в подобных местах сложно; французский историк Н. Верт приводит оценку репрессивных органов: в лагерях суммарно оказалось 76 тыс. заключенных. Это, конечно, не означает, что именно таким было количество людей, подвергшихся политическим репрессиям в годы гражданской войны вообще.

СЛОН

В 1920-х годах символом системы стал Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), возникший в 1923 году. Заключенные там валили лес, который отправлялся на экспорт. В середине 1920-х численность узников СЛОНа не превышала 8000 человек, но после 1927 года стала расти.

Это стало следствием общего поворота советской политики. Впереди были глобальные потрясения советского общества – коллективизация, индустриализация, первые политические открытые процессы. По выражению французского историка Моше Левина, советское общество начала 1930-х превратилось в «общество зыбучих песков».

Однако пришедший к власти Иосиф Сталин рассматривал пенитенциарную систему как экономический инструмент.

Поэтому 11 июля 1929 года было принято постановление Совнаркома СССР об использовании труда заключенных за уголовные преступления. Согласно этому документу, предлагалось всех «осужденных к лишению свободы на три года и выше передавать впредь для отбывания лишения свободы в исправительно-трудовые лагеря…». В документе также прямо говорилось о «колонизации» северных районов (в частности, Коми АССР) за счет заключенных.

ГУЛАГ

7 апреля 1930 года для организации процесса было создано Управление исправительно-трудовых лагерей при Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ) СССР, которое 1 октября того же года было преобразовано в Главное управление лагерей (ГУЛАГ), ставшее печально знаменитым в дальнейшем.

В 1930-х годах через объекты ГУЛАГа, расположенные в Коми АССР, Мордовии, Магаданской области, Северном Казахстане и других регионах, прошли жертвы всех волн репрессивной политики советской власти: сначала раскулаченные, потом жертвы «большого террора», потом пострадавшие от ужесточения трудового законодательства, потом репрессированные народы. Эффективность труда в системе ГУЛАГа была низкой: люди плохо работали из-под палки. Смертность, особенно в 1937-1938 годах – в годы «большого террора» – была очень высокой.

Только в 1938 году в лагерях, по данным самого ведомства (их в своей монографии «Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры» приводит историк О.В. Хлевнюк), умерли 90 546 человек (при том что эти цифры неполны).

Ужасы лагерей подробно описаны: пытки, голод, холод, невыполнимые хозяйственные планы, третирование со стороны уголовников (для политических заключенных), бессудные расстрелы были повседневностью узников ГУЛАГа. Многим из них пришлось также пересиживать свои сроки: выход на свободу для бывших лагерников был затруднен.

Несмотря на то, что хозяйственная неэффективность системы лагерей, в которых в конце 1930-х годов находилось по 1,5 млн заключенных в год, стала быстро понятна, систему начали сворачивать лишь после смерти Сталина в марте 1953 года. Тогда начались первые амнистии (сначала осужденным по бытовым статьям). Окончательно ГУЛАГ, ставший именем нарицательным не только в русском языке, прекратил свое существование в 1960 году.

Заключенные на строительстве Беломорканала. 1931-33 гг.

На тяжелых трудовых работах (лесосплаве, лесопогрузке, лесоповале, и т.д.) каждый заключенный должен был ежедневно выполнять установленную норму выработки. От процента ее выполнения зависел размер продуктового пайка. Выполнивший 70 или 50% нормы получал 70 или 50% пайка и т.д. Постоянное невыполнение нормы влекло за собой постоянное уменьшение рациона, и как следствие – смерть. Продолжительность рабочего дня советского заключенного составляла 10-12 часов. Тяжелейшие условия жизни и труда породили специфические виды лагерного саботажа, такие как саморуб, самообморожение (ср. с самострелом в армии).

Кто сидел

Социальный спектр заключенных за годы существования менялся. В начальный период, с 1918 по 1927 годы, в лагерях работали в основном те, кто не успел уехать за границу: дворянство, духовенство, участники Белого движения, представители интеллигенции. Позже к ним добавились «нэпманы», уголовники-рецидивисты и советские аппаратчики, осужденные за экономические или административные преступления. Иная картина сложилась в 1930-е годы, когда в лагеря после массовых зачисток стали попадать красные профессора, «вредители»-колхозники и «террористы»-рабочие, крупные партийные работники, члены семей врагов народа, высший офицерский состав. После 1935-го года лагеря стали пополнять несовершеннолетние с 12 лет. Закон от 7 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» постановил «несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, – привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания».