Ежегодно Приднестровье в первом квартале посещают иностранные дипломаты в ранге Спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ.
Кто-то из них с ходу заявляет, что при председательстве именно его страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе удастся распутать клубок накопившихся во взаимоотношениях между Кишиневом и Тирасполем проблем. Другие же, наоборот, осторожничали, всячески перед телекамерами и на диктофон заявляя, что будут усаживать стороны молдо-приднестровского конфликта за стол переговоров с небывалой досель частотой. Были, правда, и те, кто вовсе абстрагировался от непонятных для себя молдо-приднестровских треволнений – нужно было отбыть годичный срок во главе ОБСЕ, вот и отбывали.
Сознательно не называю конкретные государства в качестве примера той или иной модели председательствующего поведения. Стараюсь полностью следовать стародавней поговорке: «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому два!».
Старое и помянул, и не забыл, поэтому, оставаясь при обоих глазах, постараюсь поделиться с читателями нашей газеты впечатлениями от первого визита в Приднестровье нового Спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ Франко Фраттини, который за свою дипломатическую карьеру уже успел побывать и главой итальянского МИД, и вице-председателем Еврокомиссии (фактически правительство Евросоюза). Тем более, что ещё ни один ОБСЕшный эмиссар задолго до посещения Кишинёва и Тирасполя не удосуживался такого внимания со стороны молдавской прессы. Во многих СМИ Молдовы ему уже успели навесить ярлык «агента влияния Кремля». Повод – во время своей февральской частной поездки в Москву Франко Фраттини высказался за сохранение нынешней миротворческой операции на берегах Днестра и о позитивной роли России в молдо-приднестровском урегулировании.
Итак, первое: визит нынешнего Спецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ в Приднестровье и Молдову никак не назовёшь ознакомительным. Могу судить по его встречам в Тирасполе. Иностранный дипломат оказался прекрасно осведомлён о взаимоотношениях между ПМР и РМ, а также о некоторых нюансах местной внутренней политики. Например, он неоднократно подчёркивал, что накануне провёл несколько встреч в Кишинёве, акцентируя при этом внимание собеседников на том, что пообщался со всеми ключевыми фигурами молдавского руководства.
Во-вторых, со слов самого Спецпредставителя нынешнее председательство не собирается вмешиваться в диалог между сторонами. А такое было. Достаточно вспомнить прошлый год, когда и Тирасполь, и Кишинёв ратовали за проведение встреч в формате «5+2», а в ОБСЕ за них отвечали, что «они не готовы переговариваться». Во время встречи с Вадимом Красносельским Франко Фраттини заявил: «Любые решения, любые соглашения должны приходить не от Брюсселя, не от Вены (в австрийской столице находится штаб-квартира ОБСЕ. – Прим. ред.), не от Москвы: они должны достигаться между вами и Кишиневом. Это мой основной принцип работы. Соглашения должны исходить от вас, и они должны быть направлены на благо людей. Мы считаем, что стороны могут достичь своих целей. ОБСЕ и международные организации могут предоставить свою поддержку в достижении этих целей».
Франко Фраттини приехал в Кишинёв и в Тирасполь не с пустыми руками. Он привёз предложение в мае собрать формат «5+2». «Я вижу свою миссию в том, чтобы выслушать стороны. Я буду говорить и с Кишиневом, и с Приднестровьем для того, чтобы донести полученную информацию. Я буду в Москве, буду в Киеве. Мое намерение также состоит в том, чтобы созвать встречу в формате «5+2» в Риме до мая текущего года, чтобы мы могли обсудить актуальные вопросы за столом переговоров», – сказал дипломат во время беседы с Президентом Приднестровья.
Несколько позже, на встрече с главой МИД ПМР Виталием Игнатьевым, Фраттини, говоря о предполагаемой дате проведения заседания «Постоянного совещания…» (Формат «5+2». – Прим. ред.), заметил, что это надо сделать, пока Молдова не окунулась в предвыборные страсти. Прецедент влияния выборов в Молдове на переговорный процесс, кстати, уже был. Два года тому назад молдавские переговорщики разного уровня (от политического представителя до руководителей отдельных рабочих групп) объясняли свою самоотстранённость от диалога с Тирасполем электоральной кампанией по выборам Президента Молдовы. Видимо, и об этом знает нынешний Спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ.
Приднестровье и тогда, и сейчас готово к переговорам, о чём заявил в беседе с журналистами министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев: «Это реальный рабочий механизм (формат «5+2». – Прим. ред.), который помогает сторонам находить решения, согласовывать решение некоторых проблемных аспектов с участием международных партнеров. Приднестровье заинтересовано в активной работе этого международного формата, в широком обсуждении всех аспектов, которые имеют отношение к социально-гуманитарной и экономической повестке».
Во время встреч в Тирасполе Франко Фраттини высоко оценил усилия Тирасполя по улучшению взаимоотношений с Молдовой, назвав их «свежим ветром доброй политической воли». При этом он постоянно подчёркивал, что ожидает развития прошлогоднего успеха как по тем направлениям, по которым сторонами подписаны протокольные соглашения, так и по другим застарелым проблемам, среди которых прекращение политически мотивированных уголовных дел, разблокирование приднестровских банковских счетов и восстановление железнодорожного движения через станцию Слободка. «У нас совпадают мнения в той части, что мы должны стремиться к практической реализации ранее достигнутых договоренностей и перейти к решению следующего блока задач. На сегодняшний день четко выделены четыре задачи, – заметил в интервью журналистам по окончании встречи с Франко Фраттини Вадим Красносельский. – Это договоренности по нейтральным номерным знакам, разблокирование железнодорожной станции «Слободка», разблокирование банковских счетов приднестровских банков и прекращение политически мотивированных уголовных дел. Все вопросы решаемы только при одном условии – компромиссе сторон. Я поддерживаю позицию господина Фраттини, которая основана на компромиссе и миролюбии при решении любых задач. Здесь наши мнения полностью совпадают. Я думаю, что при таком симбиозе мнений будет достигнут позитивный результат».
В пятницу должна состояться встреча политических представителей сторон – Виталия Игнатьева и молдавского вице-премьера Кристины Лесник с экспертными (рабочими) группами по вопросам автотранспорта. Там будет поднята автотранспортная тема. Франко Фраттини заявил в интервью журналистам, что ждёт, что в течение двух-трёх недель стороны окончательно решат проблему автомобильных номеров.
Хоть миротворческая тема и не входила в повестку дня встреч Франко Фраттини в Тирасполе, но журналисты всё же поинтересовались насчёт его отношения к идее молдавских властей о переформатировании нынешней операции в гражданско-наблюдательную миссию. «О том, что ОБСЕ не поднимала этот вопрос, свидетельствует тот факт, что на прошлой неделе мы передали оборудование для миротворцев».
Действительно, в четверг представители ОБСЕ в рамках заседания Объединённой контрольной комиссии презентовали оптические и электронные приборы, а также спецэкипировку для военных наблюдателей из состава Совместных миротворческих сил. Так что у некоторой части молдавской политической элиты (которая, кстати, в день приезда Фраттини в Тирасполь отбыла в Бухарест на празднование 100-летия оккупации Бессарабии Румынией) есть очередной повод поупражняться в эпитетах в адрес итальянского дипломата. Каким же будет председательство в ОБСЕ Рима – посмотрим. Пока что он начал бодро. Хотя и прошлогоднее австрийское тоже поначалу было многообещающим…
Александр Никитин.
Материал газеты «Приднестровье»