В Тирасполе состоялось заседание круглого стола «О состоянии системы финансирования начального и среднего образования Приднестровья, возможных путях её совершенствования и оптимизации». По озвученной в его ходе информации Правительством запланирована реформа системы образования г. Рыбницы и Рыбницкого района. Пилотным проектом под названием «Консолидация» предусматривается укрупнение ряда общеобразовательных школ путем сокращения других.
По этой информации у меня возникает масса вопросов, начиная с названия проекта. По определению, понятие «консолидация» – значит «укрепление, объединение, интеграция, сплочение лиц, групп, организаций».
Но что способна укрепить «Консолидация», если предусмотрено сократить 18 школ города и района? Веру в правительство и власть, в будущее приднестровских сел, учитывая то, что основная доля сокращений коснется сельской инфраструктуры района? Чем обернется такое объединение, если оно не учитывает человеческий фактор, а направлено исключительно на снижение расходов, которое часто оказывается мнимым? К укреплению понятия, что дети в семье – это дополнительные расходы, и лучше их не заводить?
Чем обернется такая интеграция, когда объединят не только школьную мебель, учебники, но и психологический микроклимат детей одних сельских школ с другими или сельских школ с городскими?
К какому сплочению приведет такое укрепление, объединение и интегрирование? О нем конкретно, и очень активно, выскажутся тысячи родителей и те 500-750 человек, включая семьи, которые останутся без работы после реализации этого пилотного проекта.
Вопрос к инициаторам реформирования. Проект позволит сэкономить 23 млн рублей. А будет ли экономия достигнута, если только на приобретение школьного транспорта для доставки учеников потребуется около 15 млн рублей, не считая его технического обслуживания и содержания, включая зарплаты персоналу?
Появится возможность повысить заработную плату педагогам за счет сокращения высвободившихся кадров?
Но в таком виде пилотный проект «Консолидация» не приведет к повышению уровня жизни работников сферы образования за счет увеличения средней заработной платы на 200-300 рублей, и тем более к повышению качества образования, потому что рост числа обучающихся в классах не способствует этому. Основная, скрытая цель предполагаемой реформы – сокращение расходов на образование. При этом о последствиях потери около 500 рабочих мест, разрушении инфраструктуры и культурно-образовательной жизни на селе никто не говорит.
Что мы потеряем, если пилотный проект будет реализован? В первую очередь, села будут окончательно вымирать. Сегодня школа в селе – не дань традиции. Она не только сохранение истории, культуры, веры и ощущения родного дома, семьи, в которой ребенку с детства закладываются общечеловеческие ценности. Сегодня сельская школа является последним центром жизненных процессов в селах, в которых социальная инфраструктура и так уже урезана до предела. Школа в селе – закрепление работоспособного населения. При низких доходах, но за счет ведения натурального хозяйства, сельские жители имеют возможность дать детям среднее образование, без которого даже слесарем работать уже невозможно. Не будет школ – в селах останутся только глубокие старики. С кем мы собираемся тогда поднимать сельское хозяйство на приднестровской земле? Поэтому последние звонки перед закрытием сельских школ станут последними звонками и для многих рыбницких сел.
Почему именно Рыбница и Рыбницкий район? Уже не первый раз, когда кому-то в голову приходит реформаторская идея, экспериментальной площадкой обязательно становится Рыбницкий район. Так было, когда объединили сельские Советы народных депутатов с городским. И распаевку земель сельхозназначения тут начинали. Надо понимать, что эти реформы сломали судьбы очень многих людей, потери от них имеют цену не только в материальном выражении. И теперь, когда есть намерение сломать устоявшиеся культурно- нравственные устои, центром которых в селах является школа, в качестве «пилота» снова выбран Рыбницкий район.
Что на самом деле означает понятие «пилотный проект»? Это временный, предназначенный для проверки жизнеспособности уникального предложенного решения проект. Пилотные проекты применяются для проверки новых идей, апробирования новых инструментов для дальнейшего внедрения общего процесса. Реализация пилотного проекта в Рыбнице и Рыбницком районе станет основой для реформы всей образовательной системы республики по этому образцу. Это тревожный фактор. Мы должны извлекать уроки из прошлого. Должны понимать, какому информационному давлению подвергается современное общество. Сегодня мы с изумлением смотрим на поколение 90-х, выросшее на бесконтрольном доступе к Интернету. Сколько сломанных судеб, сколько молодежи, которая не нашла себя в жизни? Это наше настоящее. А будущее своего государства мы закладываем сегодня. Теперь реформа предполагает укрупнение школ. Чем это обернется? Дети еще больше будут оторваны от семьи, еще больше времени станут проводить на улице, и еще меньше времени останется на самоподготовку. Это в городах. А сельским детям придется жить вне дома, воспитываться «на чужих руках», либо ежедневно, и в жару и в холод, добираться в школу за десятки километров. Дети будут больше болеть, потому что останутся без присмотра, больше будут подвергаться опасности, связанной с передвижением на транспорте. Это самые простые, но очень важные вещи, без которых детей не вырастить. А мы ждем, что вырастут сознательные, эффективные граждане своей страны. Кому мы передадим в будущем республику?
Начало общеобразовательной реформы в предложенном виде, на мой взгляд, не только закладывает мину замедленного действия под основы политической, экономической и культурно-образовательной системы Приднестровья, но и ставит под вопрос возможность существования республики.
Вадим КРАВЧУК, депутат Верховного Совета по избирательному округу №18 «Грибоедовский».
Материал газеты «Приднестровье»