Пережить жару… Посвящается тем, кто прошел Афган

Боль не утихнет никогда…
Афганистан, как камень в сердце…
Хоть время лечит иногда…
Но все не станет так, как прежде…
Владислав Амелин

Сегодня очередная годовщина вывода Советских войск из Афганистана, где, по просьбе руководства республики, ограниченный контингент армии СССР выполнял военную миссию по поддержанию мира в этой стране и сохранению ее целостности. Советские военные вынуждены были противостоять многочисленным, хорошо оснащенным и обученным инструкторами НАТО бандам афганских моджахедов – «душманов», раздиравшим страну на части. Причем, советские специалисты не только воевали, но и строили школы, больницы, предприятия, дороги.

Это событие оказало огромное влияние не только на советскую страну, но и изменило до неузнаваемости судьбы людей, прошедших Афган.

Размышляя о причинах, ходе и последствиях этой войны, я невольно сравниваю ее с войной Великой Отечественной. Фронтовики 40-х, что бы ни говорили о сегодняшних ветеранах, всегда признавались героями, защищавшими Отечество. Никто не может сказать, что жертвы, которые были принесены в ту войну, напрасны. Совсем иная картина сложилась относительно Афганской войны и ее участников.

С одним из них я встретилась лично. По правде говоря, не знала, с чего начать диалог. Дело в том, что я засомневалась в своих приготовленных вопросах. Вдруг задену за живое…

Моим собеседником стал Игорь Владимирович Дудкевич. В1985-1987 годах он служил в провинции Кундуз (город и административный центр одноименной провинции на севере Афганистана) в инженерно-саперном батальоне 201-й мотострелковой дивизии на должности заместителя командира по боевым действиям.

Батальон состоял из 500 человек. Игорь Владимирович осуществил 65 операций, не считая реализации разведданных. По словам ветерана, на новость о том, что его направляют в Афганистан, для самого себя он отреагировал неожиданно. Вопрос был один: «Я же не выношу жару. Как я там с ней справлюсь?»

Игорю Владимировичу запомнился третий день после прибытия на место службы, когда взорвались дивизионные склады боеприпасов в результате нарушения правил безопасности. «Снаряды и мины были, как порох. Реактивный снаряд, как паяльная лампа, проскользнул по штабелю, и все взорвалось», – вспоминает он.

Листая альбом с черно-белыми фотографиями, он тут же припоминает какой-нибудь случай, у каждого героя, запечатленного на снимках, есть своя отдельная история. Кто-то вернулся на родную землю так называемым «грузом 200» и оставил о себе только вот такую пожелтевшую от времени бумажную память, кто-то не пережил полученных физических увечий, кого-то сломили моральные травмы. А для того, чтобы выжить вне боевых действий, вспоминает ветеран, солдаты должны были еще придерживаться определенных правил адаптации, переболеть местными болезнями. Одно неверное движение, слово или шаг могли лишить жизни либо сделать инвалидом. Но в памяти Игоря Владимировича все они живы и здоровы по сей день. Одним из самых верных друзей на протяжении двух лет службы оставался пес по кличке Цукай. Он наравне с саперами искал и находил взрывные устройства.

С улыбкой ветеран вспоминает случай в Талукане, городе в центре северной афганской провинции Тахар. «Мы отдыхали, и вдруг начинается минометный обстрел. Конечно, все запаниковали, кричали: «Отойти, окопаться!». Да, куда там – кругом ровное место. И только одна высокая стена, не перепрыгнешь. Я лег под стенку и подумал: «Будь что будет!» Почувствовал удар в грудь. Подумал, ну все. Через некоторое время пришло понимание, что должно быть больно. Пошевелился, вроде живой и даже не ранен. После обстрела, обойдя всех, поняли, что пропал начальник инженерной службы дивизии Фарид Бадыка, очень маленький ростом. Для него специально ушивали одежду на заказ. За стеной слышим: «Я здесь!» Смотрю на свою грудь, а там – опечаток его ботинка. Оказывается, от испуга он перепрыгнул ту самую высокую стену», – рассказал наш собеседник.

Каждый день батальон разминировал окрестности. Бойцы должны были быть очень внимательными, ведь от их решения зависела жизнь сотен людей: «Все тогда понимали, что не знают своего врага в лицо. В большой степени мины и ловушки решали все и за всех».

Игорь Владимирович вернулся на Родину живым и здоровым, но неизгладимые воспоминания остались на всю жизнь. Из Афгана солдаты возвращались совсем другими людьми. К проблемам со здоровьем – физическим, а зачастую и психическим – уже на Родине добавилось неоднозначное отношение в обществе.

Для кого-то афганцы были и остаются героями, но, к сожалению, некоторые считали, что жертвы той войны были напрасными. С этим столкнулся и наш герой. «Мы вас туда не посылали!» – услышал он однажды в свой адрес, когда обратился в одно из государственных учреждений в Тирасполе. Это именно то, что окончательно «убивало» афганцев, вернувшихся живыми из горнила той войны.

Именно такое отношение и представляется крайне несправедливым. Те, кто рисковал жизнью, выполняя задачи во имя Родины, самой Родиной, в лице тех, кто погряз в стяжательстве, алчности и наживе, превращаются в бесправных изгоев.

Как сегодня мы смотрим на те события? И какие выводы сделали из этого тяжелого урока истории? Это неприглядная страница, которую хочется скорее перевернуть, или пример самоотверженности и героизма, о котором нужно рассказывать детям?

Сегодня мы понимаем, что не все ответы на вопросы просты и лежат на поверхности. Но в те годы мир и благополучие в советском государстве во многом зависели от обстановки в Афганистане, и, упустив контроль над ситуацией там, можно было потерять мир в среднеазиатских республиках. Этого через войну в Афганистане и добивались США.

Но помнить историю нужно и важно еще и потому, чтобы не допускать ошибок прошлого, чтобы помнить о подвигах тех, кто мог бы прожить совсем иную жизнь.

Ирина ПЛАТИКА.