Как приднестровский эксперт расценивает инициативу Траяна Бэсеску

Илья Галинский: подготовка к объединению Румынии и Молдовы
вступает в завершающую фазу.

«Заявление бывшего президента Румынии о том, что он с группой единомышленников на днях внесет в парламент Румынии проект Декларации о денонсации пакта Молотова-Риббентропа, говорит о том, что подготовка к реинтеграции (объединению Румынии и Молдовы) вступает в завершающую фазу», – такую оценку дал этому скандальному заявлению приднестровский политолог, профессор Илья Галинский – заведующий кафедрой политологии и государственного управления ПГУ им. Т.Г. Шевченко.

По его мнению, не стоит тешить себя иллюзиями по поводу того, что инициатива исходит от «оппозиционного» политика, так как история доказала, что многие «острые» политические вопросы ставят именно бывшие, «оппозиционные» политики. Как говорится, политика – искусство возможного.

«На протяжении последних месяцев неоднократно целый ряд ведущих политических деятелей Румынии, включая премьера и президента, поднимал вопрос о целесообразности и необходимости возвращения «захваченной» Советским Союзом Бессарабии. В румынских средствах массовой информации уже давно идет активная кампания за так называемый возврат утерянных территорий, за торжество «исторической справедливости», создаются общественные движения в поддержку этой идеи. И все это приурочено к этапному событию – «воссоединению» Бессарабии и Румынии в 1918 году, столетие которого отмечается в нынешнем 2018 году», – констатировал Галинский.

Напомним, что Румыния, якобы для обеспечения правопорядка и сохранности экономической стабильности, в 1917 году, пользуясь революционной неразберихой, в одностороннем порядке ввела войска на территорию Бессарабской губернии, которая по решению депутатского Совета оставалась в составе Советской России. Позже под вооруженным давлением Румыния заставила молдавских депутатов проголосовать за вхождение в свой состав. Противники объединения были расстреляны. Террор против несогласных прокатился по всей Бессарабии. Легитимность этого факта аннексии Бессарабии Румыния так и не смогла доказать в Парижском суде, но восприятие этой территории как своей собственности у Бухареста осталось до сих пор. Фактически румынская оккупация Молдавии продолжалась до 1940 года, пока Россия не вернулась сюда в 1940 году по итогам подписания пакта Молотова-Риббентропа.

«В свою очередь, в Молдове, – продолжил Галинский, – движение за государственное объединение с Румынией сейчас набирает обороты. Целый ряд политических партий и политических движений включились в этот объединительный проект, с каждым днем его активных сторонников становится все больше. Во многом этому способствуют высокие показатели экономического роста и жизненного уровня населения Румынии. Например, средняя заработная плата там почти в 2 раза выше аналогичной в Молдове. Кроме этого, возможность безболезненно, незамедлительно стать частью Европы, членом Европейского союза, в случае объединения с Румынией, является весомым мотивом поддержки политики реинтеграции».

При этом эксперт подчеркивает, что власти Молдовы совсем не случайно разрешили Траяну Бэсеску совершать по районам республики агитационно-пропагандистские поездки с целым набором весомых аргументов, чтобы убеждать граждан Молдовы в желательности реинтеграционного объединения с Румынией. И, как результат, на сегодняшний день уже десять молдавских сел заявили, что они переходят под юрисдикцию Румынии. «Этот процесс, судя по всему, набирает обороты, как снежный ком. Нужно понимать, что, как всегда, когда этого требует политическая целесообразность, власти Молдовы не будут советоваться с народом по этому вопросу, не будут проводить референдум. Решение будет принято высшими политическими игроками и легитимизировано решением Конституционного суда Молдовы», – уверен Илья Галинский.

Политолог также напомнил, что в ноябре 2018 года в Молдове состоятся парламентские выборы, на которых, с большой долей вероятности, может победить партия социалистов Додона и сформировать новое пророссийское правительство, которое изберет другой, евразийский путь развития.

«В силу чего, можно допустить, что правящая в Молдове проевропейская коалиция рассматривает сегодня различные политические тактики, чтобы не допустить победы социалистов на выборах. И вариант объединения с Румынией, пожалуй, один из самых реальных, перспективных и гарантирующих решение множества нынешних проблем Республики Молдова. В этом контексте становится понятным, почему молдавское правительство инициировало внесение в Конституцию Молдовы положения о безальтернативности европейского пути республики. Объединившись, как это сделали в 1990 году Западная Германия и ГДР, Молдова автоматически превращается в члена Евросоюза», – полагает наш собеседник. А денонсация пакта Молотова-Риббентропа, считает он, «нужна Румынии для того, чтобы политически и с правовой точки зрения укрепить свои позиции, свое право на Бессарабию».

Напомним, пакт Молотова-Риббентропа СССР был вынужден заключить с Германией в 1939 году. Причиной тому стало то, что в 1935 году СССР, Франция и Чехословакия заключили трехсторонний договор о безопасности: если страна-агрессор нападет на одну из этих стран, две другие обязаны были прийти на помощь.

Но 1938 году, Англия и Франция (Франция в обход предыдущего договора) подписали с гитлеровской Германией договор о ненападении в Мюнхене, согласно которому Гитлер обязался не нападать на эти страны, а они, в свою очередь, не станут мешать ему нападать на Советский Союз. Кроме того, Англия и Франция дали фактическое согласие Германии на раздел Чехословакии. Кроме того, Польша ясно дала понять, что соблюдать ранее заключенные договоры не собирается и будет сама противостоять агрессору в случае надобности. Что поставило СССР в безвыходное положение. Страна вынуждена была предпринимать срочные меры, чтобы отдалить неизбежную войну с Гитлером.

Владимир ДМИТРИЕВ.