Как жить, не слыша окружающий мир? Можно ли занять полноценное место в обществе с этим недугом, и кто в этом поможет?
Слух – одна из важнейших способностей человека воспринимать окружающий мир. Что значит жить в тишине? Способность слышать можно потерять в разном возрасте. Иногда малыш рождается с глухотой. Если нарушение слуха произошло до того, как ребенок овладел речью, он не сможет самостоятельно научиться разговаривать. В случае если малыш потерял слух, уже умея разговаривать, велика вероятность, что постепенно его речь будет утрачиваться.
Как помочь таким детям? В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приобретают большую актуальность. Для обучения в общеобразовательных классах, для общения с окружающими и успешного развития им необходимо обязательное постоянное использование слухового аппарата, специальная систематическая коррекционная работа с сурдопедагогом и логопедом.
Такое совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. А если в обычной школе нет сурдопедагога или у родителей нет возможности приобрести слуховой аппарат, или дети с нарушением слуха или речи сироты, как подготовить их к жизни в обществе и направить на верный путь?
В Тирасполе по улице Зелинского располагается ГОУ «Специальная коррекционная обще-образовательная школа-интернат для неслышащих детей I (глухие), II (слабослышащие) и V (речевики) видов». Возглавляет ее Валентина Николаевна Васильева, стаж ее работы – 30 лет, а общий педагогический стаж – 51 год.
Из истории
Впервые школа-интернат для глухих детей была открыта в 1950 году в селе Чинишеуцы Резинского района Молдавской ССР. Школа была расположена на окраине села среди садов, в окружении богатых зеленых насаждений. В 1976-м было принято решение перевести заведение в Тирасполь. На данный момент в интернате обучаются 255 учеников в возрасте от 2 до 18 лет, из которых 35 детей – на полном государственном обеспечении.
При школе работают: речевая школа, Центр реабилитации слуха и речи, школа для неслышащих детей, а с 1979 года – дошкольное отделение. «В 2008 году мы открыли Центр реабилитации слуха и речи для того, чтобы оказывать помощь всем нуждающимся. Предлагаем помощь и ветеранам. Так, более 70 человек слухопротезировались, поставили этим людям слуховые аппараты бесплатно. Так как они в преклонном возрасте, и им сложно приехать в Центр, наши специалисты сами их навещают», – рассказала директор.
Как стать учеником школы?
Для того, чтобы стать учеником этой школы, сначала нужно пройти обследование специальной комиссии. Она состоит из представителей Министерства по социальной защите и труду, Министерства просвещения, психолога, сурдо-педагога, дефектолога, логопеда, психоневролога. После обследования ребенка, комиссия направляет его в подходящее учебное заведение. «Есть случаи, когда о нашей школе узнают поздно: приходят дети, которым уже по 10-11 лет. Конечно, мы не отказываем в помощи, но в этом возрасте труднее восстанавливать или нарабатывать навыки. Чем раньше ребенок начинает реабилитацию, тем процесс адаптации легче», – отметила Валентина Николаевна.
Чем живет школа?
Школа-интернат ничем не отличается от обычной, предметы те же, как и в массовой школе, но помимо этого есть и специальные индивидуальные занятия. По словам директора, каждая неделя имеет тематическую направленность. Например, нынешняя – неделя этики, после нее следует неделя математики, патриотического воспитания и т.д. Для того, чтобы дети не замыкались в стенах интерната, были более активны, развиты, в школе существует 14 различных кружков: спортивные, хореографические, вокальные, поделочные, кулинарные. «У наших детей есть возможность выразить свои чувства, мастерство через искусство. Наши воспитанники принимают участие во всех городских мероприятиях», – подчеркнула директор.
Все учащиеся школы занимаются плаванием бесплатно. Благодаря учителю физической культуры Анатолию Приходченко, дети завое-вывают первые места на спортивных сорев-нованиях. Доказательство этому – почетные кубки в кабинете директора, расположенные на видном месте. Также любители танца с ограничением слуха участвуют раз в 2 года в международном танцевальном конкурсе для глухих детей в Кишиневе.
Восприятие танца у них отличается от привычного. Для ребят это сопряжено с интеллектуальной работой. Они считают про себя такты. Единственное, что им требуется – это помощь учителя, который задает ритм. В их таланте и знаниях я убедилась сама: меня пригласили присутствовать на занятиях группы продленного дня, где я познакомилась с воспитателем Натальей Балан и ее пятым классом.
Ученик Евгений Клейнберг из Тирасполя рассказал о нашей республике, продемонстрировал свои знания по географии и показал оценки. Чувствуется, что учебному заведению не хватает современных учебников, наглядных пособий, адаптированных для таких детей.
«Наши дети задают себе цели в жизни и прикладывают все усилия до того, чтобы их достичь. В школе начинают с хороших оценок, по ее окончании всерьез относятся к выбранной профессии», – рассказала Валентина Николаевна. Она помнит всех своих учеников и ведет специальные тетради: где живут, куда поступили, где работают. А сотрудники интерната постоянно контактируют с бывшими учениками, периодически выезжают к ним, наблюдают, как устроены. Большинство выпускников поступили на учебу и окончили Торгово-промышленный техникум в городе Бендеры, Медицинский колледж, Колледж бизнеса и сервиса, информатики и права, Промышленно-строительный колледж, Педагогический колледж в Тирасполе, а также Херсонский медицинский колледж.
Для того, чтобы правильно выбрать профессию, ежегодно в феврале-марте школьники бывают на разных предприятиях, в учебных заведениях, проходят анкетирование и диагностику. Большие усилия прикладывает в этом направлении социальный педагог Татьяна Харлапиевна Матиньян.
Всего в школе-интернате работает 188 сотрудников, и на каждого из них вся надежда, от их профессионализма и понимания зависит успех учебного процесса. Ведь дети видят в преподавателях именно ту опору, которой им порой так не хватает. Они не слышат пения птиц, шума городских улиц, боя курантов в новогоднюю ночь, но природа их уберегла от того, чего мы и сами не хотим слышать. От нецензурной брани, от грохота соседей за стеной, от громкой музыки в два часа ночи. Но отгороженные от нас стеной тишины, они все равно хотят быть ближе. Ближе к тем, кто не понимает, что счастье – это просто когда слышишь… слышишь, как под ногами хрустит снег, шумит море и поют птицы…
Ирина ПЛАТИКА.