В нашем крае до революции действовало около 10 Покровских церквей, одна из которых украшала центр Тирасполя. Более столетия – с 1798 по 1931 годы – история города и вся жизнь тираспольчан были тесно связаны с историей и жизнью Покровской церкви. В честь нее была названа и главная городская улица.
Вспомним, с чего начиналась история Покровского храма.
Земли на левом берегу Днестра, присоединенные к Российской империи в последнем десятилетии XVIII века, понемногу начали обустраиваться. Появлялись новые поселения, а в них неизменно строились церкви. Православные жители края особенно остро осознавали: им, поселившимся на пограничных землях, как никому другому, необходимо, в первую очередь, надеяться на помощь и покровительство Всевышнего, на покровительство Божией Матери, и только потом рассчитывать на собственные силы.
Когда в 1792 году Александр Суворов, по высочайшему повелению императрицы Екатерины II, заложил на месте бывшего казачьего поселения Суклея крепость Срединную, одновременно с ее возведением в будущем Тирасполе стали строить и храмы. Сначала, в 1792 году, была построена Никольская церковь. С 1795 года, когда форштадт при Срединной крепости стал именоваться уездным городом Тирасполь, его население начало быстро увеличиваться. Возникла необходимость в строительстве еще одного храма.
В декабре 1798 года митрополит Новороссийский и Днепровский Гавриил (Бонулеску-Бодони) дал разрешение на возведение в Тирасполе церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 10 декабря Тираспольское духовное правление получило соответствующий указ Новороссийской духовной консистории. Он был послан на имя священника Артемия Телятникова, с поручением заложить храм.
Сначала Покровская церковь была деревянной, на каменном фундаменте, крытой тростником. Находилась она в центре города и просуществовала в первоначальном виде до 1816 года. Чуть раньше, в 1813 году, была заложена новая каменная церковь рядом со старой. Благословение на ее строительство было получено от архиепископа Иова (Потемкина).
Новая Покровская церковь была построена тираспольским купцом 2-й гильдии Иваном Растригиным за собственные деньги. В храме находился антиминс, выданный при освящении деревянной церкви митрополитом Гавриилом. Кроме того, был и древний антиминс, освященный еще в 1600 году и переданный Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В Покровской церкви хранились такие реликвии, как Евангелия, напечатанные в Москве при Патриархе Филарете (1619-1633), в 1658 году при Патриархе Никоне (1652-1681), во Львове в 1665 году, а также богослужебные книги, изданные в начале XVIII века.
В начале XIX века в нашем крае стали открываться школы грамоты. С 1812 года такая школа действовала и при Покровской церкви.
С приходом советской власти в Приднестровье, как и по всей территории России и Украины, повсюду стали закрываться православные храмы. Из пяти церквей, действовавших в Тирасполе до революции, в двадцатых годах были закрыты сразу три – Андреевская (крепостная), Троицкая (56-го Житомирского полка) и Феодоровская (22-го Астраханского полка). Только Николаевский собор и Покровская церковь действовали до начала 30-х годов. Однако затем поднялась новая волна гонений на православие. В конце марта 1931 года руководством МАССР было принято решение о сносе Покровской церкви. Ее начали разрушать весной 1932 года. Долго не удавалось сбросить колокола. Тогда их решили взорвать прямо на колокольне. Колокола упали, но не раскололись.
Окончательно Покровский храм был уничтожен в 1934 году – взорван, видимо, для того, чтобы не мешал строить новую жизнь. На его месте был возведен летний театр. Это было обычным явлением для советской власти – в храмах и монастырях или на месте, где они располагались до революции, устраивать «очаги культуры». Таким образом большевики пытались внедрить в сознание людей мысль, что православие – это мракобесие, тысячелетняя православная культура – реакционная, и полностью исчерпала себя, а настоящую культуру несет только советская власть …
К сожалению, достоверно нельзя сказать, что стало с духовенством, которое служило в Покровской церкви перед ее закрытием. Был «репрессирован» только храм или пострадали также и его служители – сейчас неизвестно. Удалось частично восстановить сведения о судьбе одного из представителей священнического рода Коробкиных – отца Петра. После того, как в начале XX века он служил в Покровской церкви, в дальнейшем, по-видимому, его перевели в другой приход Херсонской епархии, в состав которой на тот момент входили приходы юга Приднестровья.
Далее, по воспоминаниям Азы Константиновны Савченко, внучатой племянницы отца Петра, он снова долгое время служил в Покровской церкви, до самого ее закрытия. Это был веселый и очень добрый человек, которого любили все. Не имея своей семьи, он много помогал своим родственникам.
Аза Константиновна вспоминала, что после закрытия церкви отец Петр долго был не у дел. Но однажды его вызвали к себе власти и предложили работу – выступать в прессе против религии и возглавить местное общество «Безбожник». Отец Петр отказался, а через несколько дней его арестовали. О дальнейшей его судьбе родственникам до сих пор ничего не известно.
Перед арестом отец Петр успел передать матери Азы Константиновны церковную книгу в серебряном окладе и сказал, что в критический момент она сможет сдать серебро в «Торгсин». В 1932 году, когда был страшный голод, многодетная семья Азы Константиновны выжила во многом благодаря этому серебру, за которое было получено полмешка ячневой крупы.
Прошло несколько десятков лет. В Тирасполе долгое время не было ни одной действующей церкви. Но вот в мае 1977 года вышел указ Верховного Совета СССР о религиозных объединениях. Он возродил в сердцах людей надежду на то, что теперь можно будет создавать религиозные общины и получать в пользование молитвенные здания.
Инициативное религиозное общество было образовано и в Тирасполе. Далее его надлежало зарегистрировать в горисполкоме. Однако там членам организации заявили, что зарегистрировать их не представляется возможным, потому что общество не имеет молитвенного здания, его некуда приписать. При этом, естественно, община не могла получить в пользование никакого дома, так как не была зарегистрирована.
Верующие направляли жалобы в самые разные инстанции, ходили на прием в «высокие кабинеты», но разорвать порочный круг не удавалось. Им неизменно отказывали в регистрации под разными надуманными предлогами. При этом тогда же свободно регистрировались некоторые секты.
Десять лет инициативная группа верующих во главе с Георгием Георгиевичем Кудрявченко, ныне покойным, «стучала во все двери». В 1987 году собранные документы были переданы Марии Тимофеевне Максименко и ее мужу.
Посовещавшись, члены религиозной общины решили в очередной раз отправить письмо в Москву. Сколько уже было таких писем! М. Горбачеву, А. Громыко, в Прокуратуру СССР, в редакцию журнала «Человек и закон», в газету «Московские новости», в Совет Министров МССР, в Московскую Патриархию …
В очередной раз были подготовлены необходимые документы и сданы в Тираспольский горисполком. Однако его секретарь В. Болфо тормозил движение документов, при этом бессовестно обманывая верующих. Понимая, что в Тирасполе правды им не найти, М.Т. Максименко и А.Я. Кудрявченко едут к тогдашнему заместителю председателя Совета Министров МССР С.М. Платону. Тот отнесся к женщинам с сочувствием и дал хороший совет, как можно уличить во лжи тираспольского чиновника.
Совет оказался очень действенным. В.Г. Болфо принес извинения, и 17 декабря 1988 года православную общину Тирасполя наконец зарегистрировали. Начало было положено, и вслед за этим получили регистрацию общины еще нескольких городов и сел Приднестровья.
В декабре 1988 года митрополит Кишиневский и Молдавский Серапион направляет в Тирасполь митрофорного протоиерея Михаила Шевчука. Все дальнейшие мытарства испытывал уже этот священник, обивая пороги чиновничьих кабинетов и собирая необходимые документы.
Наконец, в 1989 году городские власти выделили место для строительства. Но и здесь они остались верны себе: участок для будущей церкви располагался у одной из исправительно-трудовых колоний, да еще и в низине.
Поскольку выбора не было, верующие были рады и этому. Архитектор А.Н. Черданцев предоставил проект храма, а строить его начали всем миром, сразу после Пасхи. Помогали в благом деле практически все предприятия и организации города.
В то время, когда церковь только возводилась, в одном из частных домов, расположенных по соседству, отец Михаил совершал богослужения и церковные таинства.
В 1993 году, в день святого Иоанна Златоуста, был освящен нижний храм Покровской церкви, а 13 октября 1998 года состоялось освящение престола верхнего храма, которое совершили архиепископ Костромской и Галичский Александр и епископ Дубоссарский Юстиниан в сослужении духовенства.
На следующий день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Покровской церкви возглавил Божественную литургию митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир.Накануне третьего тысячелетия Тирасполь вновь стал центром духовной жизни. Покровская церковь несколько лет была, по сути, главным храмом приднестровской столицы Дубоссарского викариатства. При ней также размещалось и церковное административное управление – вплоть до того времени, когда был возведен в центре города православный центр, включающий, в том числе, и здание епархиального управления.
После преобразования Дубоссарского викариатства в Тираспольско-Дубоссарскую епархию и строительства кафедрального Христо-Рождественского собора значение Покровского храма в церковной жизни Тирасполя несколько уменьшилось. Но он по-прежнему любим тираспольчанами и никогда не пустует. Уже выросло новое поколение столичных жителей, чьи отцы и матери венчались в Покровской церкви, а потом крестили там своих детей.
В обращении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к жителям Тирасполя по случаю 200-летия Покровского храма говорилось: «Надеюсь, что православные люди Приднестровья, обретя свободу и силу духа, благодаря совместным усилиям, помощи государственной власти, широкого круга благотворителей, смогут и в дальнейшем с честью и достоинством проходить земное поприще во славу Божию, на благо Церкви и Отечества.
Всемощный и благодатный Покров Царицы Небесной – Защитницы и Покровительницы нашей Церкви и народа – да пребывает над всеми вами!»
С сентября 2008 года настоятелем Покровской церкви является архимандрит Василий (Карпов). Он родился 29 июня 1968 года в селе Маков Дунаевецкого района Хмельницкой области Украины. Еще в 18 лет принял для себя решение стать священником. Выбор жизненного пути отцу Василию помог совершить тот факт, что в его семье были священнослужители, которые пострадали за веру. Образование – среднее специальное (Хмельницкий электромеханический техникум); Киевские Духовные Семинария и Академия (2003).
Отец Василий рассказал о чудесных случаях, произошедших во время возведения церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В 90-х годах, когда настоятелем храма был отец Михаил Шевчук, ангел явился одной девушке. После этого чудесного явления она обратилась к своей матери с просьбой помочь Покровской церкви, и та выделила средства на строительство храма. Еще один человек пожертвовал деньги на установку крестов над церковью. Свой поступок он объяснил тем, что ему тоже явился ангел и попросил помочь храму.
Всем верующим, независимо от их вероисповедания, отец Василий пожелал мира в семьях и душах каждого человека, мира на нашей приднестровской земле.
В этом году традиционно в Покровской церкви будут отмечать Крещение Господне. 18 и 19 января православные христиане смогут освятить воду. Процедура освящения в эти дни будет продолжаться со времени окончания утренней службы до 19.00, также граждане смогут взять освящённую воду из церкви до 21.00. Поскольку рядом с церковью находится озеро, то в православный праздник желающие смогут окунуться в его освященную воду.
Александр ЗАЙЧУК.