О враче, который во всем был первым

О враче, который во всем был первым

30 ноября исполняется 113 лет со дня смерти популярнейшего русского врача второй половины XIX века, профессора, директора Императорского клинического института в Санкт-Петербурге, автора многих трудов по военно-полевой хирургии и хирургии брюшной полости Николая Васильевича Склифосовского.

Почему нашу редакцию заинтересовала эта далеко не выдающаяся дата? Потому что Николай Склифосовский – наш земляк, он родился в 1836 году на хуторе Карантин у города Дубоссары. Некоторое время его так и называли – хутор Склифосовского. Со временем Дубоссары, удлиняясь к югу по берегу Днестра, «поглотили» хутор. Сейчас это село Дзержинское.

Будущий хирург родился в многодетной украинской семье мелкопоместного дворянина. Николай был девятым ребенком из двенадцати. Его отец, выходец из бедной дворянской семьи, был мелким чиновником, служил письмоводителем Дубоссарской карантинной конторы и еле сводил концы с концами. Жили они, буквально, впроголодь. Но, несмотря на это, глава семейства много времени уделял образованию и воспитанию детей. Он сам научил их грамоте, приобщил к чтению. Честность, добросовестность, выполнение своего долга было присуще в семье всем.

Нужда заставила родителей Н. В. Склифосовского отдать часть своих детей, в том числе и нашего героя, в детский приют Одессы. Впоследствии Николай поступил во 2-ю Одесскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью, став одним из лучших ее выпускников.

Рассказы матери о работе отца во время холерной эпидемии привили Николаю любовь к медицине. Он решил стать врачом. И в 1854 году поступил на медицинский факультет Московского университета «на казенное содержание».

Блестяще закончив университет, Николай Васильевич в 1859 году возвращается в Одессу, где долгое время работает в городской больнице. Впрочем, свой первый самостоятельный опыт, хоть и кратковременный, Склифосовский получил в Дубоссарах. В его послужном списке имеется такая запись: «Проездом из Москвы через Дубоссары, по предложению начальника Херсонской губернии, по случаю болезни тамошнего врача, исполнял его обязанности по городской больнице с 23 августа по 8 сентября 1859 года».

Одновременно с работой в Одесской городской больнице Николай Васильевич готовит и защищает докторскую диссертацию на тему «О кровяной околоматочной опухоли». С 1866 по 1868 годы он находится в научной командировке за границей. За это время он побывал в Германии, Франции и Англии. Эта командировка позволила Н. В. Склифосовскому ознакомиться с хирургическими школами передовых стран Европы.

В 1870 году Склифосовский, уже в качестве профессора, возглавил медицинскую кафедру в Киевском университете. А через год его переводят заведующим кафедрой хирургической патологии Императорской медицинской хирургической академии (Санкт Петербург). Еще через 10 лет его избирают заведующим кафедрой факультетской клиники в Московском университете. А затем назначают деканом медицинского факультета МГУ.

Большой интерес представляет полный послужной список Н. В. Склифосовского, хранящийся в Центральном государственном военно-историческом архиве России. В этом документе содержится биографический материал о работе выдающегося хирурга в Одессе, Киеве, Петербурге, Москве, материалы об его участии в австро-прусской (1866), франко-прусской (1870), славяно-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877 – 1878) войнах.

Опыт 4-х войн превратил его в крупного военно-полевого ученого-хирурга и открыл в нем талант администратора и организатора военно-санитарного дела. Его научные труды по вопросам военно-полевой хирургии являются бесценным вкладом в сокровищницу мировой науки.

Нельзя не сказать и о том, что коллеги отзывались о нем как о враче, способном из чувства профессионального долга по нескольку суток беспрерывно находиться за операционным столом, не отвлекаясь ни на сон, ни на еду. К примеру, на русско-турецкой войне при контратаках армии Сулеймана-паши Николай Васильевич однажды оперировал четверо суток подряд без отдыха и сна под огнем противника! Отчеты свидетельствуют, что в тот период через его лазареты прошло около 10 тысяч раненых. Врач и сестры, среди которых находилась жена Софья Александровна, поддерживали его силы тем, что изредка между отдельными операциями вливали ему в рот несколько глотков вина.

В мирное время Н. В. Склифосовского можно представить как элегантного, выхоленного генерала в безупречно чистом кителе, кажущегося при первом знакомстве несколько суровым и гордым. Но, как говорится, внешность часто бывает обманчива. На самом деле он был удивительно мягким, ласковым, доброжелательным и даже отчасти сентиментальным человеком.

Николай Васильевич принадлежал к прогрессивной части русской интеллигенции. Он был горячим поборником женского медицинского образования, а также сторонником всеобщего образования в России. Издавал и редактировал журналы «Хирургическая летопись» и «Летопись русской хирургии». Его перу принадлежит более 110 научных работ, посвящённых самым разнообразным разделам хирургии.

Наконец, в личной жизни наш знаменитый земляк был исключительно скромен. Когда хотели праздновать его 25-летний юбилей, он отказался от торжественного чествования. Но это не помешало откликнуться на его юбилей всему хирургическому миру, начиная с корифеев науки и кончая спасенными им больными. Было получено до 400 поздравительных писем и телеграмм, в которых выражены все лучшие чувства – любви, преданности, благодарности великому ученому, врачу и гражданину.

В доме у Склифосовских, в котором жена Софья Александровна умело и умно поддерживала гостеприимные традиции лучших интеллигентских русских семейств, бывали и композитор П. И. Чайковский, и художник В. В. Верещагин, и известный юрист А. Ф. Кони. Интересы Склифосовского были достаточно обширны: он любил живопись, литературу, музыку. Его жена, кстати, была лауреатом международного музыкального конкурса Венской консерватории, а дочь Ольга Николаевна училась музыке у Николая Рубинштейна. Дружил великий врач и с С. П. Боткиным, засиживался до глубокой ночи у профессора химии и композитора А. П. Бородина, встречался с А. К. Толстым.

Никогда, ни при каких обстоятельствах Николай Васильевич не изменял своим благородным джентльменским правилам общения, никто не видел его вспыльчивым, вышедшим из себя. А вместе с тем он был и эмоциональным, и увлекающимся человеком. К примеру, первая операция, как обычно проводимая в те годы без хлороформного наркоза, произвела на молодого студента Николая Склифосовского такое сильное впечатление, что он упал в обморок.

Последние годы жизни ученый-хирург тяжело болел, перенес несколько апоплексических ударов и жил в своей в усадьбе Яковцы около Полтавы, где занимался любимым им садоводством. В 1904 году Склифосовский скоропостижно умер. Похоронили его неподалёку от места знаменитой Полтавской битвы.

В 1923 году, в день 5-летия советской медицины, Шереметьевская больница в Москве была переименована в институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. В Полтаве Склифосовскому установлен памятник, над которым шефствуют студенты медицинского института. В Дубоссарах, на родине нашего знаменитого земляка, одна из улиц носит имя Н. В. Склифосовского.

Ксения ВАСИЛЕНКО.