Её судьба: Жительнице Черницы Валентине Яновой — 91

Черница на карте республики – маленькая-маленькая точка. Вместе с Малаештами входит в состав одного сельсовета. Здесь на одной улице сейчас живут 40 человек, и все знают друг друга не понаслышке. Когда знакомился с его жителями, многие в один голос советовали встретиться с Валентиной Ефремовной Яновой. Уважаемый человек она тут. В селе вот уже 65 лет живет, старожил, других таких больше нет.

Родилась в Кустанае в 1927 году, – рассказыва­ет собеседница. – В это время родители как раз переехали на Дон, стали жить в неболь­шом городке Морозовске. Здесь война нас и застала. Отцы, мужья и старшие братья ушли на фронт, а мы, девчонки с матерями, победу в тылу ковали. В пятнадцать лет пошла рыть окопы. Строили укрепрайоны перед Ростовом. Потом до конца войны и почти год после нее на железной дороге стрелочницей трудилась. Ду­маю, не надо много говорить о важности этой, на первый взгляд, очень простой работы. Мне, девчонке, ее доверяли, и я стара­лась. И сейчас, спустя столько лет, во сне вижу составы с нашими солдатами и ранеными, платформы с пушками, танками…».

С Валентиной Ефремовной, а ее из-за уважения иначе и не величают, пьем смородиновый чай и неторопливо говорим о жизни. Непростая судьба у нее, ветерану есть, что вспомнить и рассказать. Отец – молдаванин, из раскулаченных, поэтому в Казахстане и очутилась их семья, там родилась и наша геро­иня. После войны его в родные края еще сильнее потянуло. Переехали в Дрокию, а там в местной МТС Валя окончила курсы и стала единственной девушкой-комбайнером не толь­ко в районе. Здесь познакомилась с будущим мужем Григо­рием. Влюбилась в молодого тракториста с первого взгляда, да только виду не подавала, ждала, когда он первым сделает шаг. Парень был что надо: и ударник в работе, и весельчак в компании, а еще фронтовик (такие в почете были вдвойне). Григорий на войне дослужился до сержанта, освобождал род­ные места, Украину, Румынию и Польшу.

«Орденом Отечественной войны II степени был награ­жден и многими медалями, – вспоминает Валентина Ефре­мовна, – штук пять-шесть, не меньше было. Одну помню точно – это медаль «За освобождение Варшавы». В Польше, расска­зывал, с братом-близнецом Петром случайно встретился, все­го несколько часов с ним виделся – его часть шла на Берлин. Пётр на Рейхстаге еще подпись свою оставил».

Вскоре сыграли скромную свадьбу, тогда в моде были комсомольские, и Валентина как ниточка за иголкой поеха­ла с мужем. В Черницу перебралась по просьбе его матери, это был 53-й год. В то время здесь колхоз «Наука Ленина» процветал, в нем и начали трудиться молодые. Сначала оба комбайнерами, позже Валентину бригадиром назначили, а перед пенсией сельское отделение связи возглавляла. Ее как коммуниста бывшие товарищи по партии помнят по сей день – активисткой была, партгруппоргом. Партбилет не сдала, дома хранит, и до сих пор верна тем идеалам, которым служила. И удостоверение депутата райсовета осталось при ней как па­мять о прошлой активной общественной деятельности.

И еще об одном бывшем местном фронтовике узнал я, побывав в Чернице. О Федоре Николаевиче Иордане, ко­торый в апреле 44-го освобождал родное село, был ранен. Долгие годы его считали погибшим, даже на памятнике на братской могиле фамилию выбили. На самом деле все было иначе. После полученного ранения его в госпитале выходили, и он, догнав свою часть, участвовал в боях за освобождение Венгрии. Там и погиб в конце лета, посмертно награжден ор­деном Славы III степени.

… Вечера в Чернице долгие и скучные. Чтобы их немного скрасить, люди по привычке выходят на улицу и, усевшись на скамейку, ждут, когда кто-то из соседей подойдет, и начнется разговор. Разные беседы ведут, больше о том, что волнует всех: о пенсиях, ценах, здоровье, погоде … Валентина Еф­ремовна призналась, что сейчас думает о том, как бы 9 Мая у себя в Чернице организовать что-то вроде «Бессмертного полка». Показать всем еще раз фотографии фронтовиков, рас­сказать о них …

«Смотришь, к тому времени дети с внуками придут в го­сти, а у меня еще и семь правнуков есть, им не помешает еще раз услышать о своих предках», – размечталась Валентина Ефремовна. Ее в этот момент и сфото­графировали.