Дню памяти узников фашистских концлагерей посвящается…

В 1945 году 11 апреля  союзными войсками был освобождён один из крупнейших нацистских концлагерей – Бухенвальд. Именно в этот день во всём мире отмечают Международный день освобождения узников фашизма. За день до освобождения в Бухенвальде было поднято вооружённое восстание силами самих заключённых, которое, в отличие от многих предыдущих попыток, удалось.

Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти и тюрьмах 18 миллионов человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших – 5 миллионов граждан СССР. Каждый пятый узник был ребёнком.

10 фактов о концлагерях

· Первый концлагерь в Германии был создан близ Дахау в марте 1933 года.

· Одним из крупнейших нацистских концентрационных лагерей являлся Бухенвальд, который начал функционировать 19 июля 1937 года близ города Веймара (Германия).

· К 1945 году Бухенвальд имел 66 филиалов и внешних рабочих команд.

· Наиболее крупные филиалы Бухенвальда: Дора (близ города Нордхаузен, Германия), Лаура (близ города Заальфельд, Германия) и Ордруф (в Тюрингии, Германия).

· За восемь лет около 239 тысяч человек были узниками Бухенвальда.

· В Бухенвальде было уничтожено свыше 56 тысяч человек 18 национальностей, в том числе 19 тысяч советских военнопленных.

· Кроме Бухенвальда существовали и другие концлагеря: Освенцим – 4 миллиона узников, Майданек – 1,38 миллиона, Маутхаузен – 122 тысячи, Заксенхаузен – 100 тысяч, Равенсбрюк – 92,7 тысячи, Треблинка – 80 тысяч, Штуттгоф – 80 тысяч.

· Количество детей до 14 лет в концентрационных лагерях составляло 12-15%.

· В лагерях узники подвергались преступным медицинским экспериментам, заключенных эксплуатировали владельцы крупных промышленных фирм.

Этих страшных мест по всей Европе было открыто несколько тысяч. Целая система гетто и концлагерей была создана и на оккупированном междуречье Днестра и Южного Буга. В Рыбницком уезде находилось 6 гетто, в Тираспольском – 3, а также несколько в Дубоссарах и некоторых других местах.

Вслед за выселением евреев начались массовые расстрелы. Причем жертвами Холокоста стали как депортированные евреи, так и местные жители. После оккупации Тирасполя в августе 1941 года еврейское население города было согнано во двор летнего кинотеатра, затем, предварительно изморенное голодом, выводилось на Днестр и расстреливалось.

На сегодняшний день в Тирасполе проживает 27 человек, переживших заключение в фашистских лагерях. Как отметила председатель общества бывших узников фашизма г.Тирасполь Татьяна Поято, ежегодно эта цифра, к сожалению, сокращается. В данной организации также состоит 6 человек, которые в годы войны попали в еврейские гетто.

В октябре-ноябре 1941 года румынские захватчики произвели массовый расстрел еврейского населения Тирасполя (в количестве 1 500 человек, включая женщин и детей) в карьере вблизи района Колкотовая Балка. Трупы были вывезены к Днестру и сброшены в реку.

Всего же, по разным оценкам историков, в Приднестровье в годы оккупации было уничтожено от 54 до 90 тысяч человек.

На Нюрнбергском процессе в 1946 году международный трибунал признал, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества.

Из воспоминаний узников фашистских концлагерей

Татьяна Поято, председатель общества бывших узников фашизма г.Тирасполь:

«Наша семья до войны жила в Белоруссии. Папа в 30-летнем возрасте в 1940 году ушел из жизни. Две моих старших сестры, я (34, 37 и 39-й гг. рождения) и мама, когда началась война, эвакуироваться не успели. Немцы очень быстро наступали. Мы остались у себя дома в поселке городского типа в Витебской области. Мама стала связной в партизанском отряде, передавала сведения. У нас была комсомольская подпольная молодежная группа, она и туда вошла. Руководил подпольщиками Пётр Машеров, который до 80-го года был первым секретарем ЦК партии Белоруссии. На маму донес сосед, и ее заключили в немецкую тюрьму. До этого там сидела мама Машерова, таким образом немцы хотели выманить ее сына, но у них не получилось, зато получилось казнить 9 членов организации. Нас, как неблагонадежных детей коммунистки и подпольщицы, немцы преследовали всю войну, все время мы были в оккупации. В конце концов, однажды нас все-таки забрали.

Всю войну с нами была абсолютно чужая женщина, потерявшая двух старших сыновей во время бомбежки переправы. Она думала, что они погибли. У нее остался маленький сын, 1938 года рождения. Я об этом везде пишу и рассказываю. Вместе с сыном в один из дней она пришла к дальним родственникам, которые были нашими соседями. Узнав о нашей истории и о том, что староста хотел раздать нас в разные семьи, чтобы хоть как-то прокормиться, она сказала: «Я их всех забираю». Хотя у нее ничего не было, никакого хозяйства, вместе с нами и со своим сыном она голодовала. Она сохраняла нам жизнь, прятала нас от немцев. Однажды она не сумела нас спрятать, и нас забрали в концлагерь. Ее туда не приглашали, но она добровольно со своим ребенком туда пришла, чтобы нас одних не бросить. Таким образом мы оказались в лагере на самом севере Белоруссии, на границе с Россией и Литвой. С последней партией заключенных мы попали в накопительный пересыльный лагерь, откуда потом вывозили в Освенцим. До войны там воинская часть стояла».

Несмотря на детский возраст, Татьяна Поято очень хорошо помнит те события, потому что, по ее словам, они были очень яркими. Она продолжила свой разговор. Слабонервным просьба не читать.

«Нас везли сначала поездом, сесть нельзя было, только стоять, прижавшись друг к другу. Ни воды, ни еды, ни туалетов, только мертвые падали. Везли нас недолго, потом выгрузили и погнали пешей колонной по снегу. Снег был глубоким и сырым. Мы все в валенках, как ступишь – на дне лужица. Колонна была сначала большая. Так мне казалось: все были старые, маленькие и худые очень и все в черном. Идти было тяжело, и обессилившие люди падали. Конвоир делал только по одному выстрелу в упавших. Видимо, экономил патроны. Я не помню, чтобы кричали, сразу затихали. Меня старшая сестра несла на руках, обернешься, а там – на белом снегу черные точки…

Остановились мы в Латвии. Нас было уже совсем немного. Нас разместили в двух классах. Приходили крестьяне, видимо, местные власти дали клич, чтобы забирали рабочих. Люди выбирали работников. Нас никто не хотел брать: мы были очень больными, глаза не открывались. Потом хозяева нас разобрали по разным семьям в качестве работников. Меня выходили. Хозяина забрали в армию, где он погиб в первом же бою. Его жена и 14-летний сын издевались надо мной, как только могли, работать заставляли непосильно, наказывали за все. Все-таки до 48-го года мы дожили у своих хозяев, а потом тетя Арина выкрала меня и сестер и переправила в детский дом в город. Таким образом мы выросли людьми».

Сусанна Лебедева – узник гетто, член общества бывших узников фашизма г.Тирасполь:

«Я родилась в Балте. Моя мама украинка, а папа – еврей. Когда мы попали в гетто, чтобы выжить, пришлось отчество Наумовна поменять на Николаевна. Поэтому по документам теперь у меня два отчества.

В августе нас бросили в гетто, где мы пробыли три с половиной года. Балта находилась за семь километров от железной дороги. Взрослых выгоняли на работу – рельсы ремонтировать.

Мне был годик, когда началась война. Таких как я моментально отбирали у родителей. До весны мама прятала меня под своей юбкой. В один из дней надзиратель обнаружил меня, взял за голову и ударил об столб, потом бросил в трупную яму. А сестра, которая старше меня на 14 лет, услышала, что я там ковыряюсь, и вытащила со своей подружкой. За это ее провезли голышом привязанную к лошади через весь город.

Моей маме за спасение одной девочки во время войны было присвоено первое в Молдове звание праведницы. Она украинка, но очень много спасла евреев. Она была медсестрой, лечила и очень многим помогла.

Помню, как нас освободили. Видела, как немцы отступали. Помню еще, как на нас, детях, проверяли действие таблеток, потом за нами наблюдали.

Потом, после освобождения в 1945-м, в 5-летнем возрасте я пошла в школу».

Из истории Бухенвальда

Бухенвальд – один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии, располагавшийся близ Веймара в Тюрингии. С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Бухенвальд имел 138 концлагерей-филиалов. Вместе со своими многочисленными лагерями-спутниками Бухенвальд был одним из крупнейших комплексов концентрационных лагерей, организованных нацистами. Заключенных эксплуатировали и владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия были расположены в районе Бухенвальда.

Заключенные содержались в северной части лагеря («главный лагерь»), а бараки охраны и здания администрации лагеря находились в южной части. Забор с колючей проволокой под напряжением, сторожевые вышки и цепи охранников с пулеметами окружали главный лагерь. Эсэсовцы часто расстреливали заключенных в конюшне; в других случаях заключенных вешали на площадке крематория. Вначале в лагере в основном содержались политические заключенные. В ноябре 1938 года после «Хрустальной ночи» германские силы СС и полиции отправили почти 10 тысяч евреев-мужчин в Бухенвальд, где администрация лагеря подвергала их особо жестокому обращению. Эсэсовцы также заключали в Бухенвальд уголовных преступников, Свидетелей Иеговы, цыган (из групп рома и синти) и дезертиров из немецкой армии. На последних этапах существования лагеря эсэсовцы помещали в него военнопленных из разных стран (включая США), борцов сопротивления и бывших государственных деятелей из стран, оккупированных Германией.

Начиная с 1941 года, группа врачей и ученых проводила медицинские эксперименты на заключенных Бухенвальда. Эти эксперименты, в основном относившиеся к распространению инфекционных болезней, привели к гибели сотен людей. Система лагерей Бухенвальда стала значительным источником бесплатной рабочей силы для поддержки военных действий Германии. В 1942 году компания «Густлоф» организовала в Бухенвальде вспомогательный лагерь для производства вооружений. Эсэсовские власти и руководители предприятий (как государственных, так и частных) использовали заключенных по меньшей мере в 88 лагерях-спутниках, в основном на заводах боеприпасов, в каменоломнях и на строительстве. Численность заключенных быстро увеличивалась и к февралю 1945 года достигала 112 тысяч человек. Периодически эсэсовский персонал осуществлял «селекции» по всей системе лагерей Бухенвальда и отправлял слишком слабых для работы людей в так называемые «центры эвтаназии», где их убивали отравляющим газом. В Бухенвальде эсэсовские врачи также убивали нетрудоспособных заключенных путем инъекции фенола.

Когда советские войска освобождали Польшу, немцы эвакуировали тысячи заключенных из концентрационных лагерей. После длительных и изнурительных маршей более 10 тысяч заключенных из Освенцима и Гросс-Розена (в основном евреи) прибыли в Бухенвальд в январе 1945 года. В начале апреля 1945 года, когда к лагерю уже приближались американские войска, немцы эвакуировали из Бухенвальда и его вспомогательных лагерей около 30 тысяч заключенных. Почти треть из этих заключенных погибли от голода или пуль эсэсовцев. Подпольная организация сопротивления, созданная заключенными в Бухенвальде, помогла спасти много жизней, препятствуя исполнению приказов нацистов и задерживая эвакуацию. 11 апреля 1945 года в надежде на скорое освобождение истощенные заключенные атаковали сторожевые вышки и захватили контроль над лагерем. Позже в тот же день в Бухенвальд вошли американские войска. Солдаты из 6-й бронетанковой дивизии обнаружили в лагере более 21 тысячи людей. В период с июля 1937 года по апрель 1945 года эсэсовцы отправили в Бухенвальд около 250 тысяч человек со всей Европы. О том, сколько людей погибло в этом лагере, можно только догадываться, так как администрация лагеря не вела полного учета. В лагерной системе Бухенвальда эсэсовцами было убито не менее 56 тысяч заключенных-мужчин, из которых примерно 11 тысяч были евреями.

В июле 1944 года советские войска первыми подошли к крупнейшему нацистскому лагерю Майданек, расположенному возле польского города Люблин. Захваченные врасплох таким быстрым наступлением противника, гитлеровцы попытались скрыть свидетельства массовых убийств, уничтожив лагерь. Персонал лагеря поджег огромный крематорий, использовавшийся для сжигания тел убитых узников, однако из-за поспешной эвакуации газовые камеры остались нетронутыми. Летом 1944 года Советский Союз занял также территорию, где находились лагеря смерти Белжец, Собибор и Треблинка. Немцы демонтировали эти лагеря в 1943 году, после того как большая часть польских евреев уже была уничтожена.

В январе 1945 года советские войска освободили Освенцим, самый крупный комплекс концентрационных лагерей и лагерей уничтожения. Большинство заключенных Освенцима фашисты отправили пешком на запад (впоследствии такие эвакуации назвали «маршами смерти»), поэтому, войдя в лагерь, советские войска нашли живыми только несколько тысяч истощенных узников. Также в Освенциме остались многочисленные свидетельства массовых убийств. Отступая, немцы уничтожили большую часть лагерных складов, но в уцелевших помещениях советские солдаты нашли личные вещи жертв. Они обнаружили среди прочего сотни тысяч мужских костюмов, более 800 000 комплектов женской верхней одежды и свыше 6 000 килограммов человеческих волос.

В последующие месяцы Советский Союз освободил еще несколько лагерей на территории Прибалтики и Польши. Незадолго до капитуляции Германии советские войска освободили концлагеря Штуттхоф, Заксенхаузен и Равенсбрюк.

«Забвению не подлежит»

11 апреля во многих странах проходят различные памятные мероприятия, встречи бывших узников, поминовение погибших, поклонение их памяти, возложение цветов к могилам и местам захоронения жертв фашизма. По случаю этой даты сегодня в столичном клубе «Ветеран» по традиции прошло тематическое мероприятие. В нем приняли участие учащиеся начальных классов городских школ. Дети подарили бывшим узникам букеты цветов и выразили слова благодарности. Как отметила заведующая клубом «Ветеран» Елена Голикова, в рамках концертной программы на сцене также выступили коллективы и солисты клуба.

Только сохраняя память о тех страшных событиях, отдавая дань уважения погибшим и выжившим в том аду людям, можно надеяться на то, что подобное больше никогда не повторится в человеческой истории.

Кира СНЕГ.