Дом для жизни после: как одно мгновение превращает существование в бесконечную борьбу

В современном обществе численность инвалидов такова, что их можно считать особой статистически значимой социальной группой. Приднестровское общество – не исключение. Инвалиды – не однородная группа: они дифференцированы по типу заболеваний, полу и возрасту, социальному положению, образованию, географии проживания. Больше возможностей, конечно, имеют инвалиды, проживающие в городах, районных центрах, а те, кто из сел и маленьких деревень, порой и вовсе не пользуются никакими услугами и кроме пенсии ни на что не рассчитывают. В Год равных возможностей мне удалось узнать больше людей с ограниченными возможностями, услышать их проблемы, переживания, порадоваться их успеху. С Артемом Дилигулом я познакомилась случайно, но история его жизни меня сильно взволновала.

Жизнь до…

Молодой человек, студент экономического факультета Приднестровского госуниверситета, никогда и не думал, что привычная ему жизнь может измениться кардинально.

Артем всегда старался помогать своей семье. Став единственным взрослым кормильцем, оставил учебу и начал работать для того, чтобы помочь финансово. Его самостоятельность и долг настоящего мужчины помогли создать собственную семью, появились жена и ребенок. И казалось, что все сложилось, идет своим чередом, но… страшное ДТП и его последствия решили все за него.

Артем Дилигул, уроженец села Карагаш Слобозейского района, вот уже 8 лет прикован к инвалидной коляске. «Во время установки титановых штифтов врачи задели и повредили нерв. В кишиневском медицинском центре сказали, что это и стало причиной инвалидности», – рассказывает Артем. Но надежда, что можно все исправить, никогда не покидала его. Собрав документы, подтверждающие его диагноз, молодой человек отправил их крупные медицинские центры. Ответили быстро: необходимо лично осмотреть пациента. Из-за финансовых трудностей семья Артема так и не смогла обеспечить его поездку и возможное лечение.

Жизнь после…

Мы ждем Артема у дома, куда он нас пригласил. Молодой человек, приветливо улыбаясь, приглашает войти во двор. Сразу обращаем внимание на несколько металлических бочек, оказывается, Артем зарабатывает на жизнь их перепродажей. Есть у него и постоянные покупатели. Двор чистый и ухоженный, имеется небольшой огород, который он обрабатывает самостоятельно – все, как у настоящего хозяина. Артем такой же обычный человек, как и все, с теми же ценностями в жизни, без вредных привычек, только, говорит он, инвалидность повлияла на психику, причем не его, а окружающих, так как наряду с сочувствующими появились завистники, дескать, он пользуется поддержкой государства и помощью других людей. «Чему завидовать? – недоумевает Артем. – Не дай Бог им быть таким же предметом зависти, как я».

На пороге встречаем его маму, она приехала помочь сыну по хозяйству. Нелли Андреевна Дилигул – санитарка в ГУ «Республиканская клиническая больница». Выясняется, что Артем живет в частном доме сам: ухаживает за хозяйством, следит за порядком, оплачивает коммунальные услуги. Для нас было странным не обнаружить дома жену с ребенком. На вопрос, что произошло с его семьей, улыбается и отвечает просто: «Мы вместе решили, что так будет лучше». Хозяин заваривает крепкий кофе и за чашечкой бодрящего напитка делится с нами историей своей жизни.

Оказывается, что дом, в котором он сейчас проживает, хозяин продал, новые жильцы планируют переехать сюда в марте месяце, и Артем вынужден искать другое подходящее жилье. Поиски нового дома начались в 2016 году, но на просьбы помочь никто не откликнулся. До этого молодой человек жил у мамы в общежитии. «Комната находится на четвертом этаже, и было трудно подниматься без лифта. Часто не хватало прогулок на чистом воздухе и живого общения с людьми», – делится Артем.

К тому же, общежитие не приватизировано, и договор на жилье истекает в декабре 2018 года. «Мы должны будем сначала собрать необходимые документа. Но не известно, продлят ли его мне?» – сомневается Нелли Андреевна. То есть и мама Артема, и его 16-летний брат тоже могут оказаться на улице.

Со своей проблемой Артем обращался в сельский совет села Карагаш, просил помочь подыскать частный дом в родном селе. Он готов платить и ухаживать за ним. Но, к сожалению, положительного ответа так и не получил.

Артем рассказал, что утром, в день нашей встречи, с помощью работника «Центра дневного пребывания для детей и молодых людей с ограниченными возможностями» села Карагаш обратился к депутату Верховного Совета Павлу Шинкарюку, который заверил, что постарается помочь. «Я не раз обращался к вышестоящему руководству, но никто так и не откликнулся, надеюсь, что утренний разговор не закончится только обещаниями», – вздыхает Артем.

Мы благодарим собеседника за гостеприимство и восхитительный кофе и просим поделиться планами. В этом году Артем хотел бы продолжить обучение по специальности «бухгалтерский учет и налогообложение» на экономическом факультете ПГУ по специальной программе. А еще планирует устроиться на работу в местный «Центр дневного пребывания для детей и молодых людей с ограниченными возможностями».

Конечно, он хотел бы остаться в родном селе, потому что любит работать на земле, вести домашнее хозяйство, прогулки на свежем воздухе. Но согласен и на переезд туда, где он не будет переживать о том, что, возможно, через время ему снова придется искать другое жилье, главное, чтобы были удобства и не приходилось подниматься по лестнице на инвалидной коляске…

Ирина ПЛАТИКА.