О ближайших внешнеполитических задачах Приднестровья, диалоге с Молдовой и позиции посредников

Глава внешнеполитического ведомства ПМР Виталий Игнатьев в ходе коллегии МИД подвел итоги работы службы в минувшем году, охарактеризовал результаты и наметил перспективные направления 2018 года.

Какие выводы можно сделать на основе итогов, полученных за минувший период? В первую очередь, важно понимать историческую и геополитическую особенность Приднестровья, которое находится в региональном пространстве линии разлома между Западом и Востоком. Особая сложность этого положения связана с последствиями незавершившегося процесса распада Советского Союза, когда более 27-ми лет мировое сообщество отказывается признавать существование двух законных правопреемников Советской Молдавии – Приднестровской Молдавской Республики и Республики Молдова.

Главным фактором заморозки процесса окончательно справедливого урегулирования, основанного на воле народа и исторической справедливости, можно назвать многолетнюю инерцию подходов к видению моделей урегулирования молдо-приднестровского конфликта в сочетании с наслоением пресловутых двойных стандартов в международных отношениях.

В этих условиях знаковым является процесс переговоров сторон. История этого диалога показывает, что молдавские партнеры в основном заинтересованы, чтобы вокруг Приднестровья сохранялся политико-дипломатический информационный вакуум – некий темный угол, в котором комфортно предпринимать односторонние ограничительные меры, усиливать формы давления, одновременно с этим скрывать реальную картину происходящего и дезинформировать мировое сообщество.

Не стал исключением и прошлый год. Кишинев наращивал давление, устраивал провокации. Это задержания и аресты приднестровского автотранспорта, запугивание жителей Приднестровья, депортация отдельных граждан, действия, направленные на подрыв миротворческой операции, целый ряд других проблемных аспектов, которые проявились уже с первых дней прошлого года. Одновременно с этим активизировались процессы установления совместного молдавско-украинского таможенно-пограничного контроля на границе Приднестровья с Украиной, которые проходили вне рамок переговорного процесса с грубым нарушением множества действующих договоренностей.

Месяц за месяцем Кишинев декларировал конструктивный настрой, на деле блокируя движение по проблемным вопросам. На этом фоне австрийское председательство ОБСЕ, явно с чьей-то подсказки, нарушая принципы и процедуры переговорного процесса, избрало тактику отказа от рабочих заседаний в формате «5+2», что мешало выходу Тирасполя на эту устоявшуюся международную площадку и возможности аргументированно доносить свою позицию.

В этот период важную познавательную роль сыграли две встречи президентов Приднестровья и Молдовы, 4 января и 30 марта, итоги и содержание которых уже спустя несколько месяцев позволили определить реальную антидекларативную позицию молдавского президента и его отношение к диалогу с Приднестровьем.

Необходимо отметить, что Президент Приднестровья так и не получил ответа ни на одну из своих инициатив, в числе которых: идея прекращения на основе принципов взаимности уголовных дел в отношении десяти любых представителей каждой стороны, приостановление совместного контроля на границе Приднестровья, обращение к действующему председателю ОБСЕ о скорейшем проведении заседания в формате «5+2».

Важно и то, что с самых первых дней 2017 года Тирасполь в качестве жеста доброй воли предпринял ряд практических мер, которые были призваны создать конструктивную атмосферу диалога, идя навстречу чаяниям молдавской стороны.

В 2017 году руководство Приднестровья впервые, помимо традиционной географии международного взаимодействия, приняло участие в общественно-политических и научно-экспертных мероприятиях на серьезных площадках Великобритании, Израиля, Бельгии, Италии.

Одновременно с этим Тирасполь усилил активность в переговорном процессе, продолжая работать на уровне экспертных групп, политических представителей, объясняя свою позицию в ходе многочисленных двусторонних внешних контактов. Было направлено более сотни официальных писем и обращений Президента ПМР в адрес не только представителей участников постоянного совещания, но и министрам иностранных дел всех 28-ми государств – членов Европейского союза, руководства Совета Европы, ОБСЕ и ООН. Лично Президент провел более 50-ти международных встреч с главами дипломатических представительств и организаций, в рамках которых разъяснялись принципиальные аспекты позиции Приднестровья по всем актуальным вопросам.

Приднестровье продолжило громко и последовательно выдвигать новые прагматичные инициативы, которые хорошо принимались международными участниками и позволили получить реальную положительную динамику в переговорном процессе.

Совокупность ранее предпринятых шагов в сочетании с инициативой Президента Приднестровья об открытии движения по мосту через реку Днестр позволили перезапустить процесс диалога с прагматичной позиции, нацеленной на интересы людей, открыв возможности для подписания пяти соглашений уже в ноябре 2017 года. Эта динамика позволила решить такую важную задачу, как проведение международного консультативного заседания в формате «5+2».

Также Приднестровье сумело предложить обновленную положительную повестку в переговорном процессе, которая была поддержана и международными участниками, и, в конечном счете, непростым путем диалога и работы, была принята Кишиневом.

Одновременно с этим усилилось международное внимание к процессу урегулирования, что, по итогам Венского раунда 27-28 ноября прошлого года, позволило закрепить приоритет социально-экономических и гуманитарных вопросов урегулирования, а также зафиксировать проблемы, которые требуют своего решения в текущем году.

Знаковым является и заявление генсека ООН Антонио Гутерреша, который выделил урегулирование молдо-приднестровского конфликта в числе 12 главных приоритетов работы ООН в 2018 году, а также призвал противостоять опасной волне национализма. Как известно, Приднестровье ранее направляло свои инициативы в адрес руководства ООН, и выход на уровень системного взаимодействия с данной организацией на сегодняшний день является актуальной задачей реализации курса международного признания Приднестровья.

Важно отметить, что задачи внешней политики сегодня в Приднестровье вновь приобрели общегосударственное значение. Деятельность ряда министров и их заместителей в экспертных рабочих группах в рамках переговорного процесса, встречи на высшем уровне с руководством Молдовы, России и других государств, масштабная работа Правительства Приднестровья по развитию российско-приднестровского сотрудничества, торговли с Европейским союзом, активное участие Верховного Совета, общественных организаций и движений – все привнесло значительный вклад в повышение качества внешнеполитической линии республики.

Что касается перспектив деятельности МИД, важнейшей задачей названо обеспечение избирательного права граждан России, которые проживают в республике, в ходе выборов президента РФ 18 марта. Продолжается работа над созданием максимально благоприятных условий для увеличения взаимного торгового оборота, использования средств материнского капитала на территории Приднестровья, реализации инфраструктурных и гуманитарных проектов, распространения на приднестровскую молодежь упрощенного порядка получения российского гражданства, всесторонней поддержки действующей миротворческой операции на Днестре.

Во взаимодействии с итальянским председательством в ОБСЕ отмечается необходимость поддерживать ритмичную работу существующих переговорных механизмов, включая формат «5+2» и важность договоренностей, которые были достигнуты в ноябре прошлого года.

В отношении апостилирования приднестровских дипломов о высшем образовании, решения проблем школ, входящих в систему образования Молдовы, и землепользования в Дубоссарском районе ПМР, в МИДе подчеркивают, что Приднестровье выполнило взятые на себя обязательства.

Важно добиваться и обеспечения полноценного участия приднестровского автотранспорта в международном движении. Решение этой проблемы в МИДе видят при участии международного сообщества. В области грузового железнодорожного сообщения будет продолжена работа в направлении снятия запрета на провоз нефтепродуктов через станцию «Слободка».

Вместе с тем, МИД намерен широко информировать международную общественность и о возможных негативных последствиях от совместного украинско-молдавского контроля на границе Украины с Приднестровьем. Также будут прилагаться усилия для разрешения проблемы политически мотивированных уголовных дел, заведенных в Молдове в отношении приднестровцев.

Владимир Кунцов.