Румынский гамбит, или «Стой там, иди сюда!»

Прямые ответы на вопросы о ситуации в Молдове: кто стоит за акцией по присоединению к Румынии, что кроется за инициативой Бэсеску о денонсации Пакта Молотова-Риббентропа и как это связано с предстоящими парламентскими выборами – в эксклюзивном интервью Главы бюро ТАСС в Румынии и Молдавии Валерия Демидецкого.

(корр.) – Откуда взялась инициатива по голосованию сел за присоединение к Румынии?

В.Д. – Инициатором выступила общественная организация «Действие-2012», выступающая за объединение двух государств. За несколько последних лет ее активисты устроили не одну шумную акцию – от маршей в городах по обе стороны Прута, до митингов и съездов. На этот год унионисты запланировали широкий круг мероприятий, которыми хотят отметить столетнюю годовщину событий 1918 года, когда Румыния ввела войска на территорию Бессарабии, а созданный в Кишиневе орган власти «Сфатул Цэрий» (Совет Края) проголосовал за объединение с соседней страной.

Теперь вот в нескольких селах унионисты уговорили членов местных советов подписать заявления о поддержке ликвидации молдавского государства и его вхождения в состав соседней страны. Правда, официальный Бухарест призвал не относиться к этому серьезно – на днях глава МИД Румынии Теодор Мелешкану после встречи со своим молдавским коллегой Тудором Ульяновским заявил, что эти декларации «не имеют никаких юридических последствий».

– Может ли это движение за присоединение к Румынии привести к масштабному переделу европейских границ и широкому конфликту?

– Решения о перекройке европейских границ не принимаются правительствами Молдавии и Румынии, которые и так стоят с протянутой рукой перед Брюсселем и Вашингтоном. Не думаю, что кому-то из наших чиновников придет в голову идея явиться к кредиторам с просьбой: «Мы тут долгов наделали, у нас куча проблем, в том числе с коррупцией. Но есть идея: оплатите нашу свадьбу, а потом и решение новых проблем, возникших в ходе сожительства!»

Нетрудно представить, что все это закончится как у Паниковского, который заявился в роли третьего сына лейтенанта Шмидта в «Золотом теленке». Представляю реакцию хозяина ЕС – Меркель – на эту идею. И она будет права – зачем Германии пожар «в пороховом погребе Европы», где у Румынии возникнут раздоры с Украиной и Венгрией, за Трансильванию, Буковину и южную Бессарабию, Россия вступится за сотни тысяч своих граждан в Приднестровье, Турция не даст в обиду гагаузов… И кому, а главное, на чьи деньги, прикажете все это разгребать?

Правда, хотя посол Петит утверждает, что Вашингтон против объединения Молдавии с Румынией, думаю, некоторые круги в США не против устроить здесь руками Киева и Кишинева заварушку. Чтобы насолить Москве. Но уверенности, что все это не выйдет боком, тоже нет. Поэтому, скорее всего, они будут выжидать.

– Цель такой акции окончательно лишить Молдову внутренней стабильности?

– Те, кто оплачивает акции унионистов, преследуют цель отвлечь внимание избирателей от провалов коалиции проевропейских партий накануне предстоящих в конце года парламентских выборов. Если помните, ее лидеры пришли к власти на волне погромов, которые устроили под флагами Румынии и Евросоюза в 2009 году в Кишиневе сторонники проевропейских партий. Они пообещали добиться вступления страны в ЕС. Однако их правление ознаменовалось кризисом в экономике, серией коррупционных и политических скандалов. Осенью 2015 года после известия о причастности властей к хищению из банков 1 млрд евро на улицы вышли десятки тысяч протестующих.

Под их давлением пали два правительства, был осужден за коррупцию бывший премьер-министр Владимир Филат, который являлся лидером Либерал-демократической партии Молдовы, составлявшей ядро правящей проевропейской коалиции. Новую коалицию сформировали бывшие партнеры Демократической партии. Однако результаты последних опросов показали, что подавляющее большинство населения не доверяет властям, а число сторонников провозглашенного правительством курса на евроинтеграцию падает. К тому же в Брюсселе молдавскому руководству ясно заявили, что у Молдавии нет никаких шансов вступить в ЕС в ближайшие десятилетия. И с чем прикажете идти на выборы? Так возникла идея – устроим к выборам «разгул унионизма» – мол, «какой там борщ, когда такие дела на кухне?» Прием старый, как мир.

– Зачем Бэсеску в этот момент понадобилось инициировать вопрос пакта Молотова-Риббентропа?

– Страны СССР уже нет более чем четверть века. Кто мешает объединиться Молдавии и Румынии? Унионисты твердят, что Москва удерживает Кишинев от этого шага, создав Приднестровье. Помню, в начале девяностых в румынской прессе даже была опубликована статься, где президента Мирчу Снегура сравнивали с обезьяной, попавшейся в ловушку с апельсином в дупле. Мол, русские, как охотники в Африке, подсунули ему фрукт в виде Приднестровья. А он, как любопытная макака, сунул руку в дырку, вцепился и не может вытащить.

Все это глупости. Сам Бэсеску неоднократно озвучивал, что Бухарест не претендует на левобережные районы Днестра. Причина в другом. Тем, кто у власти в Молдавии, Приднестровье с его пророссийски настроенными избирателями не нужно. Они ведь могут нарушить шаткий баланс в парламенте. К тому же пропадает такой удобный повод клянчить у Запада деньги на борьбу с «русской угрозой», которые политики разворовывают, а бремя их возвращения перекладывают на еще не сбежавших из страны простых людей.

– Помнит ли Бэсеску о реальной истории голосования Сфатул Цэрий, которое он считает законным?

– Наивно ждать от Бэсеску признания, что объединение 1918 года осуществили на штыках румынской армии. Подобные признания в Бухаресте возможны только под нажимом Запада – например, несколько лет назад правительство Румынии вынуждено было принести извинения за то, что румынские военные в годы войны помогли Гитлеру казнить в Молдавии, Приднестровье и на юге Украины сотни тысяч евреев, цыган, советских военнопленных. Тем не менее, многие молдавские и румынские историки, охотно рассуждая о сталинских репрессиях, старательно замалчивают эту трагедию. А тот же Бэсеску обозвал покойного короля Румынии Михая «слугой русских» за то, что в 1944 году он пошел против Гитлера, перейдя на сторону союзников.

– Способна ли Молдова противостоять этому процессу или это внутренняя борьба за власть и Румынии на самом деле на Молдову наплевать?

– Вообще, картина с пропагандой унионизма выглядит мерзко. Некоторые представители интеллигенции и местных властей торгуют страной, Бэсеску разъезжает по республике, призывая ликвидировать ее. Члены правительства, офицеры силовых структур, которые, целуя флаг, клялись защищать страну, делают вид, что ничего не происходит. Граждан, которым обещали построить свободную и процветающую страну, распирает гордость за национальную элиту…. И они голосуют ногами…

– Как эта ситуация сказывается на диалоге с Приднестровьем и процессе урегулирования?

– То, что происходит в Молдавии, безусловно, дает определенные козыри Приднестровью, которое является признанной стороной переговорного процесса по урегулированию конфликта в формате «пять плюс два». Я много раз говорил, что мирное урегулирование приднестровской проблемы возможно только в том случае, если Молдавия станет привлекательной страной для жителей левого берега Днестра… Когда это произойдет, произойдет ли вообще – вопрос остается открытым.

Интервью вел Владимир Дмитриев.