Дуальное обучение. Что это такое и с чем его едят?

В последнее время, когда речь заходит о продолжении учебы выпускниками наших школ, мы все чаще слышим эти два слова: «дуальное обучение». Ставшее модным, словосочетание постепенно входит в наш лексикон. Однако, вы не поверите, но большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, что оно обозначает.

Так вот, для разъяснения этой «премудрости» мы и решили опубликовать небольшую статью.

Итак, что же это – дуальное обучение? Это такой вид учебы, который подразумевает получение теоретических и практических знаний одновременно. Проще говоря, вы учитесь и работаете. И, естественно, вам за это платят деньги.

Впервые такой вид обучения начали применять в Германии, и видов дуальной учебы в этой стране на самом деле очень много. Хотя про такое обучение часто говорят в контексте получения среднего профессионального образования.

«Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Лекции, семинары, курсовые работы, экзамены в конце семестра. Все это нам знакомо. Самое интересное начинается чуть позже, когда вы проходите практику на предприятии, с которым у вас заключен контракт на обучение (ну, не с вами лично, а с вашим учебным заведением). При этом вам дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах на фирме, набраться реального опыта и поучаствовать во внутренних проектах. Цель – научить вас действительно что-то делать.

В 2014 году в российском городе Пермь такая система тоже стала применяться на практике. Однако, несмотря на хорошие результаты, она пока используется лишь частично, поскольку федеральные образовательные стандарты ориентированы на существенное превышение теоретического обучения по отношению к производственному. Сейчас оно составляет 70% теории, 30% – практики. Что же касается подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных предприятий, тут куда ценнее оказывается обратное соотношение, которое и предполагается при дуальной образовательной системе.

В Приднестровье, по словам министра просвещения Татьяны Логиновой, эту систему могли применить одновременно с пермяками, Торгово-промышленная палата ПМР предлагала ее внедрить в том же 2014-м, но по каким-то причинам тогда она не получила своего развития.

Тем не менее, то, что в настоящее время произошли значительные сдвиги в пользу «дуальности», говорит о правильности курса в образовательном процессе. Об этом говорит и наш Президент – Вадим Красносельский, подчеркивая важность такого поворота от теории к практике, о необходимости предоставления рабочих мест нашей молодежи.

Правда, Татьяна Геннадьевна отмечает, что в нашей системе 30% времени будет уделяться непосредственно учебе, а 70% – производственной практике на предприятиях. И это именно то соотношение, которое выбрано для подготовки рабочих кадров.

Сегодня такое положение дел устраивает всех: и обучающуюся молодежь, и производственников. Вот, скажем, не хватает швей на швейных предприятиях в Тирасполе. Где их взять? Ждать дипломированных специалистов, которых обучали более двух лет на стареньких швейных машинках? Читатель согласится, в наших учебных заведениях, которые учат шить-строчить, давненько не обновлялась материальная база. Не потому, что там не хотят купить новое оборудование, а потому, что нет денег. Те швейные машинки (пока говорим о швеях) допотопного производства. Тогда как технический прогресс давно шагнул, даже скорее рванул, вперед на такое расстояние, что молодые выпускники, придя на то или иное предприятие, вынуждены садиться за машинку и начинать учебу опять и снова. Вопрос: зачем они два с лишним года провели в стенах своего техникума (колледжа)? Ведь именно на предприятии и начинается их настоящая жизнь.

Татьяна Геннадьевна рассказывает, что сразу более 20 человек приступили к учебе в Тираспольском техникуме бизнеса и сервиса в нынешнем учебном году. Среди них, кстати, есть и парни. Только они, естественно, не будут называться швеями, они – операторы швейного производства. Техникум заключил договор со швейным предприятием «Одема», где прописано, что все без исключения выпускники будут трудоустроены на данном предприятии.

Сейчас парни и девушки бесплатно учатся, постигают азы швейного мастерства на новеньком оборудовании под руководством профессионалов своего дела, имеющих большой опыт работы в этой системе. Они обеспечены ежемесячной стипендией в размере 1400 рублей от «Одемы», и с нетерпением ждут того момента, когда, получив достойную квалификацию, пополнят трудовой коллектив известного столичного предприятия. Это ли не достижение? Это ли не прорыв?

Конечно, выпускники, получив диплом, обязаны будут отработать 1 год на предприятии, которое сейчас вкладывает в них столько средств и знаний. Думается, что тут ни у кого нареканий просто быть не может.

Кстати, не только швеи нужны нашей республике. В Бендерах ждут пополнения обувщики, а на предприятиях известного в мире Тираспольского винно-коньячного завода «КВИНТ» недостает профессионалов для работы на виноградниках. Нуждается в специалистах Рыбницкий металлургический завод, который готовится к сотрудничеству с Рыбницким политехническим техникумом.

Рассказывая о новой для нас системе получения образования, хочется сказать, что новое не всегда воспринимается тотчас же. Ведь мы делаем только первые шаги в таком прогрессивном методе обучения. Хочется верить, что дуальная система образования получит широкое распространение в нашей республике, и молодежь увидит перспективы для себя и своего будущего здесь, в своем родном крае.

Министерство просвещения в настоящее время проводит мониторинг по предприятиям с целью уточнения, каких именно специалистов недостает и готовы ли эти предприятия к сотрудничеству с учебными заведениями Приднестровья на вышеупомянутых условиях. Ведь основная цель «дуальности» обучения – обеспечение рабочими местами нашей молодежи.

Чего мы можем ожидать в скором времени? Каков эффект от новой системы подготовки хороших специалистов для приднестровской промышленности? Это баланс спроса и предложения на рынке труда и как следствие – рост промышленного потенциала и инвестиционной привлекательности нашего региона.

То есть то, к чему мы и стремимся.

Ирина МАСЛОВА.