В ноябре в Тирасполе прошел благотворительный концерт «Выдающиеся оперные страницы», организованный приднестровским крылом российского общественного движения «Сорок сороков». В концерте приняла участие наша соотечественница, в настоящее время живущая и работающая в Италии, оперная певица Марина Губарева.
С Мариной мы встретились в парке «Победа», где она гуляла с маленьким сыном и мамой Евгенией Федоровной. «Буду петь, как Алла Пугачева», – вот такое заявление услышали родители от четырехлетней Марины. «Я уже в то время «пиликала» на игрушечном аккордеоне, который подарила мне тетя, придумывала себе прически и наряды. Потом окончила музыкальную школу по классу аккордеона», – говорит она. «За игрушечными или настоящими музыкальными инструментами Марину, как говорится, не видно – не слышно было, – вспоминает Евгения Федоровна, – всё подбирала какие-то мелодии, наигрывала что-то. Помню, в то время была модна ламбада, дочке она очень нравилась, так только её и было слышно в доме».
Музыкальные данные перешли к Марине по отцовской линии: прекрасно пела бабушка, отец – профессиональный баянист. «Сколько себя помню, люблю петь. Желание стать именно оперной певицей возникло гораздо позднее, на оперном спектакле «Кармен» французского композитора Жоржа Бизе, постановку которого я увидела в Национальном театре оперы и балета в Кишиневе. Я тогда была студенткой второго курса музыкального колледжа в Тирасполе», – вспоминает она.
Столько учиться музыке, сколько училась Марина, по-моему, невозможно. Судите сами: детская музыкальная школа и колледж по классу аккордеона, вокальное отделение Молдавской государственной консерватории имени Гавриила Музическу в Кишиневе, Флорентийская консерватория имени Луиджи Керубини, во время обучения в которой певица стажировалась в Милане.
«Когда ты уже все умеешь, ты уже на пенсии, – улыбаясь, говорит Марина. – И то, есть еще над чем работать! Я много училась. И даже сейчас, если есть возможность куда-то поехать и у кого-то поучиться, обязательно еду и учусь. Стараюсь учиться у мастеров с мировыми именами, понять, как они поют ту или иную партию. Для меня нет маленьких и больших партий. Ведь есть такие певицы, которые говорят: «Я не буду маленькую партию петь!» А я думаю: «Почему нет? Если я пою маленькую партию и работаю на сцене со знаменитой певицей, у меня есть возможность поучиться у нее. Тем более, инструмент у тебя здесь, в горле. И сколько ни совершенствуйся, всегда есть над чем работать».
Поэтому и успешны выступления Марины Губаревой на оперной сцене. Подтверждение тому – недавний концерт в Тирасполе. «Я волновалась, воспримет публика меня или нет, потому что пела итальянскую музыку и по-итальянски. Если бы я давала концерт в Италии, весь на другом языке, не знаю, имел бы он такой успех: итальянцы больше тяготеют к своему языку, к своей музыке. А наш зритель больше открыт всему новому. Мне показалось, что концерт в Тирасполе удался. Публике понравилось. Приятно было, с каким вниманием воспринимал меня зал, и комплименты после концерта».
В Италии есть такая традиция устраивать оперные фестивали в летних театрах, а порой и прямо на больших площадях. Устанавливается сцена и идет опера. Люди приходят самые разные по возрасту, по роду занятий. Приходят семьями, с детьми. Даже есть детские оперные спектакли: для взрослых спектакль идет четыре часа, а для детей – час из двух отделений с антрактом. По ходу действия юным зрителям дают разъяснения. Нередко в таких постановках наряду с профессиональными артистами участвуют и детские коллективы. И тогда ребятишки-артисты приглашают на спектакли своих друзей, одноклассников.
«Во время фестиваля имени Джакомо Пуччини в Тоскане, в котором я участвовала, – продолжает Марина, – из школ привозили детей. Ребятишек было много, было очень шумно! Мы в костюмах на сцене театра пели фрагменты из опер. Дети с восторгом всё это воспринимали. В перерыве они к нам подходили, щупали нас, тормошили и спрашивали: «А вы настоящая? А нос у вас ваш? А из чего платье?». Это будущая наша публика. Они вырастут, и многие придут на оперные спектакли, в оперные театры. Мне кажется, у нас неплохо бы так сделать, чтобы привлечь детей к опере, классической музыке. В Италии молодежь ходит в театры, знает свою культуру».
Беседуем мы по-русски, но иногда Марина переходит на итальянский. Впрочем, она свободно говорит и по-украински, и по-молдавски. Ее родственники по маминой линии и сейчас живут в Одесской области. Певица рассказывает, что на родину оперы приехала сама, поняла, что только в Италии сможет стать высококлассной оперной певицей.
«Очень люблю оперу. Мне нравится все, что я пою. Мне нравится моя работа. Я люблю свою семью – мужа и сына. Я счастливый человек, – на секундочку задумавшись, говорит Марина. – Выхожу на сцену и в образе стараюсь передать то, что было задумано и написано композитором, пропускаю всё через себя. Пою от души. И моя любовь к музыке передается залу. На благотворительном концерте в Тирасполе я исполняла, пожалуй, самые любимые фрагменты опер: арию Сантуццы из «Сельской чести» Пьетро Масканьи (когда-то эта роль была моим дебютом), Аиду, Турандот, Тоску из одноименных опер Верди, Пуччини соответственно. Это прекраснейшая музыка, интересная, сложная. Мне нравятся мои героини, хоть это и не всегда положительные персонажи. Пою то, что подходит и моему голосу, и моему характеру».
Беседа с Мариной – сплошное удовольствие. Держится она так, будто мы с ней с детства лучшие подруги. Остроумная, улыбчивая, открытая, она подробно отвечает на мои вопросы, и делает это так, что я, человек, не искушенный в музыке, не чувствую своего невежества. При этом она умудряется ухаживать за сынишкой и разговаривать с ним, порою что-то напевая, откликаясь на малейшее его требование общения.
«Принять участие в благотворительном концерте я согласилась, не раздумывая. Фонд «Сорок сороков» занимается помощью молодым женщинам, матерям с маленькими детьми, многодетным семьям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях», – говорит Марина.
«Сорок сороков» – это общественное движение, объединившее православных христиан и открытое для всех, кто стремится защищать Отечество и традиционные духовно-нравственные ценности. Его создание стало ответной реакцией на информационную кампанию, направленную против Русской православной церкви. Цели движения «Сорок сороков» предельно просты. Это защита Русской православной церкви, прав и свобод православных христиан, а также православных ценностей, традиционных для большого Русского мира. Инициаторами создания движения выступили Андрей Кормухин – музыкант, общественный деятель, обладатель почетного знака «Родительская слава г. Москвы» и Владимир Носов – мастер спорта международного класса по боксу, чемпион России и Европы среди юниоров.
«Таких проектов, как этот, раньше у нас в Приднестровье никогда не было, – отмечает Марина Губарева. – Деньги, которые были заработаны на концерте, пошли в фонд ОД «Сорок сороков», который оказывает реальную помощь женщинам. Я мама и знаю, как бывает тяжело с маленьким ребенком на руках. И хочу, чтобы об этом фонде знали люди, чтобы те, кто нуждается, смогли получить реальную помощь».
Татьяна ЧЕТВЕРГИНА.