История нашего края. 100 лет румынской оккупации Бессарабии

Февраль 1918

К началу февраля 1918 г. румынские войска под предлогом защиты населения и промышленно-продовольственного потенциала заняли крупные го­рода и железнодорожные станции Бессарабии. Центральные районы края были заняты 1-й кавалерийской (штаб — Бельцы) и 11-й пехот­ной (штаб — Кишинев) дивизиями, а южные районы — 2-й кавалерийской (штаб — Чимишлия) и 13-й пехотной (штаб — Болград) дивизиями. Однако в сельских районах румынское присутствие было незначительно, и их власть никто не признавал. Отражением этой ситуации стал III Бессарабский губернский крестьянский съезд, открывшийся в Кишиневе 18 (31) января. Руководство «Сфатул Цэрий» надеялось подчинить съезд своему влиянию и добиться приня­тия резолюции с одобрением ввода румынских войск. Однако съезд высказался против интервенции и осудил действия «Сфатул Цэрий».

Избранный президиум по поручению съезда обратился к представи­телям стран Антанты в Яссах с протестом против румынской окку­пации. Узнав об этом, румынское командование 22 января (4 февра­ля) разогнало съезд, арестовав и расстреляв активно выступавших против оккупации 45 делегатов из 116.

Середина февраля 1918 года. Пока румынские войска продолжали захват Бессарабии, Румыния вела переговоры со странами Четверного союза о мире. (Четверной Союз – Блок Германской империи, Австро-Венгрии, Болгарии и Османской империи, противостоявший странам Антанты (Англия, Франция и Россия) в Первой мировой войне 1914—1918, – прим. ред). Имея почти 700-тысячную армию, состоявшую из 15 пехотных, 2 кавалерийских и 4 резервных дивизии, Румыния 15 (28) января 1918 г. сообщила странам Антанты о возможности заключения сепаратного мира. Естественно, союзники 20 января (2 февраля) уведомили ее о своей уверенности, что Румыния будет продолжать борьбу с общим врагом. 25 января (7 февраля) командующий германо-австрийскими войсками фельдмаршал А. Макензен потребовал от румынского правительства в четырехдневный срок сообщить о готовности вступить в переговоры о мире. В Яссах 26 января (8 февраля) было создано правительство генерала А. Авереску, а 1 (14) февраля в Бухаресте начались переговоры о мире.

18 февраля при личной встрече с Макензеном Авереску получил заверения в том, что румынскому королю ничто не угрожает, а Румыния сможет сохранить свои войска в Бессарабии. Одновременно румынской стороне были переданы предварительные условия мирных переговоров:

  1. Не возобновлять войны со странами Четверного союза;
  2. Уволить из румынской ар­мии антантовских офицеров и принять германского офицера связи в румынском Генштабе;
  3. Поддерживать вывоз сельскохозяйственных продуктов с Украины;
  4. «Вся румынская армия получает свободу рук для операций против большевиков или против Петроградского правительства до тех пор, пока последнее не подпишет мира с центральными державами и Румынией. Она будет поддержана, если это станет необходимым с военной точки зрения, подразделениями со­юзных правительств».

24 февраля состоялась первая официальная встреча делегаций сторон. Пытаясь добиться смягчения условий соглашения, румын­ская сторона ссылалась на то, что «историческое призвание ру­мынского народа состоит и будет состоять в том, чтобы оставать­ся естественным валом между Карпатами и устьями Дуная против славянства». Кроме того, румыны указали на то, что Бессарабия не может быть компенсацией за Добруджу, поскольку Румыния ли­шается выхода к морю. Но подобные заявления, конечно же, не по­влияли на позицию делегации Четверного союза, которая потребо­вала от короля Фердинанда назначения прогермански настроенного А. Маргиломана премьер-министром ясского правительства. Однако пока румынское руководство решало, что делать дальше, истек срок германского ультиматума, и германское командование 28 февраля за­явило о прекращении перемирия. Правда, оно согласилось продлить его на сутки, если Румыния согласится на немедленную демобили­зацию 8 своих дивизий и на пропуск через Молдавию и Бессарабию германо-австрийских войск на Украину.

В ответ румынская сторона 1 марта заявила о согласии на пере­говоры на основе взаимных уступок, но германская сторона выдви­нула новый ультиматум, потребовав от Румынии до 12.00 2 марта безоговорочно принять все условия стран Четверного союза. В противном случае военные действия будут возобновлены. Поскольку положительный румынский ответ был получен позднее указанного срока, германская сторона 3 марта заявила о возобновлении военных действий, но, учитывая уже полученное согласие Румынии, страны Четверного союза потребовали до 12.00 5 марта подписать прелиминарный договор, новое соглашение о перемирии и окончательный договор на условиях Четверного союза.

В итоге 5 марта 1918 г. в Буфте под Бухарестом был подписан прелиминарный договор между Румынией и странами Четверного союза, согласно которому:

  1. Румыния уступала Четверному союзу Добруджу.
  2. Державы Четверного союза обязывались предоставить Румы­нии торговый выход к Черному морю через Констанцу.
  3. Румыния в целом соглашалась на австро-венгерские требования исправления австро-венгерско-румынской границы.
  4. Румыния признала экономические требования.
  5. Румыния обязалась немедленно демобилизовать 8 дивизий и поручить проведение демобилизации румынскому и германскому командованию. Остальная румынская армия подлежала демобилиза­ции после восстановления русско-румынского мира.
  6. Румыния согласилась на немедленный вывод своих войск с австро-венгерской территории.
  7. Румынское правительство обязалось всеми силами поддержать перевозку войск держав Четверного союза через Молдавию и Бес­сарабию в Одессу.
  8. Румыния обязалась уволить всех находившихся на румынской службе офицеров Антанты.
  9. Договор вступал в силу немедленно. Не позднее 14 дней Румыния обязана заключить окончательный мирный договор.

Тем временем успешное продвижение советских войск по Украи­не, образование в Одессе Верховной коллегии по борьбе с румын­ской и бессарабской контрреволюцией, в руках которой СНК РСФСР сосредоточил все вопросы внешней политики Одесского района, и прибытие в Одессу Х.Г. Раковского «с задачей погнать румынские контрреволюционные силы из Бессарабии и вызвать революционное движение в Румынии», привело к тому, что 15 февраля перегово­ры с румынами были прерваны. Румынской стороне был предъяв­лен ультиматум о немедленной эвакуации из Бессарабии румынских войск, о выдаче всего захваченного ими русского военного имуще­ства, о разгоне русских и прочих национальных контрреволюцион­ных отрядов, о выдаче генерала Щербачева, о наказании виновников убийств и расстрелов русских военнослужащих. В противном слу­чае, указывалось в документе, будут открыты военные действия «для защиты русской революции».

16 февраля военные действия возобновились. Однако попытка красной черноморско-дунайской флотилии прорваться в устье Ду­ная у Вилково, как и попытка советских войск овладеть Бендерами, окончилась неудачей. Румынская попытка обойти Тирасполь с юга привела к боям у Каркмазы и Паланке. 17 февраля СНК РСФСР пе­редал в распоряжение Верховной коллегии по борьбе с румынской и бессарабской контрреволюцией Северную армию М.А. Муравьева, которая перебрасывалась из Киева в Одессу по железной дороге.

19 февраля Муравьев вступил «в главное командование над револю­ционными войсками, действующими против Румынии», решив на­ступать на Яссы с трех направлений: от Могилева-Подольского, от Рыбницы и от Бендер.

20 февраля приказом советского командования Румынского фронта левобережье Днестра до линии Ташлык — Весе­лый Кут, Раздельная — Одесса, а также Бендерский и Аккерманский уезды Бессарабии объявлялись на военном положении.

21 февраля все советские войска, находившиеся на территории от Галаца до Се­вастополя, были объединены в 3-ю революционную армию под ко­мандованием П.С. Лазарева.

26 февраля между Рыбницей и Слободкой войска подходившей от Киева армии П.В. Егорова столкнулись с румынским отрядом, форсировавшим Днестр, и комбинированным ударом разгромили его.

28 февраля «на Рыбницком направлении революционные войска лихим ударом заняли правый берег Днестра, опрокинули румынских [оккупантов] и продвинулись на 15 верст; захватили 18 действую­щих орудий, большое число [27] пулеметов» и освободили Резину, Шолданешты и другие села. Однако занятие 3 марта Жмеринки австро-венгерскими и украинскими войсками вынудило советские отряды отступить за Днестр. На юге Бессарабии попытка румын форсировать Днестр 1 марта у села Троицкого была отбита с помо­щью местного населения, но и советские части отошли за Днестр, оставив 8 марта Аккерман.

Общие потери румынских войск в ходе военных действий в январе — марте 1918 г. составили 488 человек (убито — 25, ранено — 312, пропало без вести — 151). Сложное положение Румынии на переговорах со странами Четвер­ного союза, неудачи румынской армии на Днестре и необходимость выиграть время привели к тому, что румынское руководство решило пойти на переговоры с советскими представителями. Кроме того, советскими властями в Одессе были арестованы находящиеся в городе румынские политические и военные деятели, которых румынское пра­вительство стремилось вернуть в Румынию. Со своей стороны, совет­ские представители, полагавшие, что «обстоятельства складывались благоприятно для нас: революционное брожение в Румынии, всеобщее возмущение бессарабского населения, в особенности крестьян, про­тив румынской оккупации, нежелание румынских солдат сражаться и малочисленность румынских сил в Бессарабии», вынуждены были из-за «катастрофического положения вследствие австро-германо-украинского наступления» тоже согласиться на переговоры.

В этих условиях дипломатические представители Антанты в Яссах 21 февраля поручили итальянскому посланнику в Румынии К. Фашиотти направить советскому правительству официальную ноту от их имени, которая гласила, что интервенция в Бессарабии «представляет военную операцию без какого-либо политического характера, предпринятую, несомненно, с гуманитарной целью — га­рантировать снабжение провиантом русских и румынских войск и гражданского населения», и предложили румынскому командова­нию и советским властям начать в Одессе при их посредничестве переговоры.

(М.И. Мельтюхов, «Бессарабский вопрос между мировыми войнами 1917— 1940 гг.»)